Прошедший год оказался богатым на дела о коррупции, включая масштабные расследования и аресты. Журналисты рассказали много нового о ближайшем окружении Владимира Путина и других первых лиц, но уголовные разбирательства затронули чиновников меньшего калибра. «МБХ медиа» рассказывает о самых громких эпизодах.
Расследования
Хотя в 2020 году вышло немало интересных журналистских расследований, напрямую тему коррупции затрагивали не все из них. В первой половине года одним из самых громких стало расследование Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального о семейной паре Маргариты Симоньян и Тиграна Кеосаяна. Материал под названием «Паразиты» был посвящен заработкам супругов.
По словам Навального, ему удалось обнаружить цепочку компаний, которые предположительно связаны с главным редактором RT и ее мужем, ведущим «Международной пилорамы». Эти фирмы производят для НТВ программу Кеосаяна, причем задействуют для этого мощности телеканала RT. Как утверждал ФБК, фактически «Международная пилорама» продается дважды: второй раз за нее платит «Аэрофлот», заказывающий рекламу в передаче. Деньги перечисляются на счета рекламной фирмы «Инвенто». Она записана на жительницу Троицка, но, по данным ФБК, на самом деле компания принадлежит Симоньян, которая является художественным руководителем «Международной пилорамы». С 2017 года «Инвенто» получила от «Аэрофлота» около миллиарда рублей. 60% заработков компания оставляет себе, при том что даже не участвует в производстве рекламных роликов — их предоставляет «Аэрофлот». Всего же, по оценке ФБК, через несколько компаний Симоньян и ее муж заработали 720 миллионов рублей за три года. Кроме того, в расследовании говорится, что Симоньян и Кеосаян фактически содержат детей первого заместителя руководителя администрации президента Алексея Громова. Его старший сын Алексей работает на RT, а младший Данила получил от нескольких фирм семейной пары больше трех миллионов рублей.
В конце года также вышло несколько расследований, посвященных членам семьи президента Владимира Путина. В одном из них рассказывалось о бизнесмене Кирилле Шамалове — предположительно бывшем зяте главы государства и сыне его друга Николая Шамалова. Издание «Важные истории» сообщило, что состояние Шамалова начало резко расти после того, как он женился на Катерине Тихоновой, которую СМИ называют дочерью Путина. Авторам расследования удалось получить доступ к архиву электронной почты бизнесмена, из которого, например, стало ясно, что вскоре после свадьбы тот купил 17% акций российского нефтехимического гиганта «Сибур». Покупка мгновенно сделала Шамалова долларовым миллиардером, он даже попал в российский список Forbes. Как выяснили «Важные истории», часть этого пакета, рыночная стоимость которого составляет около 380 миллионов долларов, обошлась бизнесмену всего в 100 долларов. Изучив переписку Шамалова, охватывающую период с 2003-го по 2020 год, журналисты пришли к выводу, что предполагаемый зять президента «мог использовать свое высокое положение и знакомства с самыми высокопоставленными чиновниками России для продвижения собственных интересов и интересов своих партнеров по бизнесу».
Сразу несколько расследований было посвящено зятю премьер-министра Михаила Мишустина, бизнесмену Александру Удодову. Одним из первых на фигуру Удодова обратил внимание ФБК: фонд сообщил, что предприниматель подарил сестре Мишустина Наталии Стениной 1,3 гектара земли и два дома на Рублевке. Кроме того, стало известно, что в прошлом Удодов владел шестью квартирами в центре Нью-Йорка — в том же доме, где недвижимость покупал владелец компании Prevezon Holdings, которую обвиняли в причастности к налоговым махинациям, вскрытым юристом Сергеем Магнитским. В декабре стало известно, что Удодов развелся с сестрой Мишустина. Тогда же он отсудил у Навального 350 тысяч рублей по иску о защите чести и достоинства.
Аресты, уголовные дела и приговоры
Коррупционных скандалов, вылившихся в уголовные дела, в 2020 года тоже хватало. В апреле сотрудники ФСБ нагрянули в главк Следственного департамента МВД и задержали двух генералов — заместителей начальника СД. Александру Краковскому и Александру Бирюкову были предъявлены обвинения в злоупотреблении должностными полномочиями. По версии следствия, высокопоставленные сотрудники ведомства забрали в свое производство уголовное дело застройщика Альберта Худояна, обвиняемого в мошенничестве на несколько миллиардов рублей. После этого девелопер был переведен под домашний арест, а арест с его земельных участков был снят. Сторона обвинения утверждает, что у генералов был корыстный мотив: они рассчитывали получить от Худояна денежное вознаграждение. Оба были отправлены под арест.
Гораздо больший резонанс получило уголовное дело в отношении экс-губернатора Ивановской области и бывшего главы Минстроя РФ, а ныне аудитора Счетной палаты Михаила Меня. В ноябре ему было предъявлено обвинение в присвоении 700 миллионов рублей из бюджета Ивановской области в 2011 году. По версии следствия, Мень, будучи губернатором региона, «организовал преступную группу в целях хищения бюджетных денежных средств, выделенных в качестве кредита из министерства финансов для поддержки Ивановской области». Деньги, о которых идет речь, были направлены в виде кредита акционерному обществу «Ивановский бройлер» и похищены на следующий же день. Меню грозит до 10 лет лишения свободы, ему была избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий.
Помимо новых громких уголовных разбирательств, в 2020 году были вынесены приговоры по делам, уже ставшим частью современной истории России. Так, в марте 12 лет колонии по делу о взятках получил бывший начальник столичного главка СК Александр Дрыманов. Также ему назначили штраф в 196 миллионов рублей. Сопоставимые сроки получили другие фигуранты дела: бывший начальник управления межведомственного взаимодействия и собственной безопасности СК Михаил Максименко и экс-начальник управления московского СК по Центральному округу Алексей Крамаренко. По версии следствия, они получили миллион долларов за содействие в освобождении Андрея Кочуйкова по прозвищу Итальянец, подручного «вора в законе» Захария Калашова (Шакро Молодого). Тот участвовал в перестрелке возле ресторана Elements в декабре 2015 года, которая закончилась гибелью двух человек. Кроме того, на счету Дрыманова был еще один эпизод о получении около 10 тысяч евро за покровительство от своего заместителя Дениса Никандрова.
В самом конце года стал известен приговор по громкому делу бывшего главы Серпуховского района Подмосковья Александра Шестуна. Его обвиняли в получении особо крупной взятки, мошенничестве и легализации денег, а также незаконном предпринимательстве. 25 декабря Подольский городской суд приговорил Шестуна к 15 годам лишения свободы. По версии следствия, с 2008 по 2014 год он незаконно передал четыре земельных участка в Серпуховском районе частной компании, нанеся ущерб бюджету на сумму 64,5 миллиона рублей. Кроме того, сторона обвинения утверждала, что с 2012 по 2018 год Шестун получил взяток на сумму около 10 миллионов рублей. Сам экс-глава Серпуховского района свою вину не признавал, утверждая, что уголовное преследование связано его намерением переизбраться главой района, которому препятствовал губернатор Подмосковья Андрей Воробьев.