В условиях пандемии рекомендуется сидеть дома, часть компаний перевела сотрудников на работу на дому, но не во всех сферах труда это возможно. Водитель автобуса, менеджер «Макдональдса», фармацевт и курьер рассказали «МБХ медиа», как изменилась их работа и что они думают о коронавирусной панике вокруг. Спойлер: работают, почти как прежде, и не волнуются.
Алексей, водитель автобуса
(имя изменено)
— Я работаю в 14-м автобусном парке ГУП «Мосгортранс» на улице Малая Очаковская. Каждое утро, когда приходим на работу, нас проверяют дистанционным градусником, направляют на лоб. Если температура высокая, наверное, людей не допускают, но я пока не видел никого с температурой в парке. Автобусный парк — маленькая страна, все все знают, пока у нас ничего такого не было.
С 17 марта водители автобусов перестали торговать проездными билетами. Это явно сделано, чтобы оградить водителей от общения с пассажирами. А обычно люди наклоняются в это окошко, ты наклоняешься, чтобы услышать, тебе что-то кричат в ухо, иногда плюют, передают деньги, а это всегда грязь.
На мойках появились посты для дезинфекции с каким-то раствором, но что за раствор и кто должен дезинфицировать, нам не сказали.
Я не пользуюсь, потому что банально боюсь, для этого на мойках есть мойщики с банальной защитой, а я водитель автобуса, я поддерживаю чистоту, как прописано в должностной инструкции, на своем рабочем месте — в кабине. Каждый день после смены я мою стекла, протираю от пыли и загрязнений поверхности, трачу свои средства для моющих средств, но салон — боюсь. Если до коронавируса я чистил салон самостоятельно, хотя это не входит в мои обязанности, но начальство в добровольно-принудительном порядке просит водителей мыть салон, потому что, если это будут делать мойщики, будут гигантские очереди после смен, а это наше личное время. С появлением коронавируса я этого не делаю, потому что банально боюсь, средств индивидуальной защиты нам не выдают, а люди чихают, и на стеклышках остаются капельки от чихов.
На сегодняшний день на площадке 14-го парка я ни разу не видел, чтобы наши автобусы дезинфицировали.
Средства есть, но никто этого не делал, ожидают, что мы сами будем это делать, а кто-то боится или банально устал после 12-часовой смены и не берется мыть салон, это час-полтора, которые никак не оплатят, а завтра снова на смену, нужно поспать.
Здесь без юмора нельзя. Паники нет, люди стараются относиться ко всему с юмором, это связано со спецификой работы. Не здороваемся за руки, если здороваемся, сразу обрабатываем руки раствором, кто купил. В отпуск все уходят по плану, я думал взять больничный, потому что неважно сейчас себя чувствую, у меня сейчас два дня выходных, я на домашнем лечении. Больничные оплачиваются, но не в том объеме, как рабочие дни, а у нас у всех семьи, ипотеки, кредиты. Не думаю, что люди будут повально уходить в отпуск или брать больничный. В основном у нас работают ребята из Средней Азии, живут в общежитиях на головах друг у друга, болеют все вместе.
Масок не применяем, я не уверен, что если начнем, нам это разрешат. Нам недавно поставили систему «Антисон»: напротив водителя стоит камера, которая следит за точками лица инфракрасными лучами, следит, чтобы водитель не отвлекался от вождения и не засыпал, если мы наденем маски, система, как мне кажется, не сможет работать полноценно, могут не разрешить носить маски.
Само собой есть страх, на свое здоровье начхать, а за семью, куда я первым делом принесу ту или иную болячку, страшно, но паники нет. Я чистоплотный человек, но стал мыть руки чаще, купил гели и крема, но я не бегу закупаться продуктами, прилавки магазинов у нас в Новопеределкино просто сметены.
Маршруты, по которым я еду, мы называем местечковыми, для бабушек и дедушек, фактически люди ездят от магазина и обратно. Могу сказать, что людей не стало меньше, а масок на порядок больше, в основном в масках молодые ребята и школьники, 20% салона примерно. В понедельник все было, как всегда: утром и вечером побольше, в воскресенье всегда маленький пассажиропоток на моих маршрутах.
Александра, менеджер «Макдональдса»
— Мы работаем в торговом центре. Работать стало проще в том плане, что стало намного меньше народу, все стараются отсиживаться дома и не появляться в местах большого скопления людей. Из-за этого сотрудников отпускают домой пораньше, но это минус к зарплате, поэтому сотрудники возмущаются, ведь нам оплачивать квартиры и кредиты.
Нам поставили дозатор с дезинфицирующим раствором около входа, но никаких инструкций не давали, я лично заметила его только вчера, его поставили в очень неприметное место, куда обычно бросают коробки и ничего не видно. Был приказ, что на рабочем месте должны быть респираторные маски, но не было распоряжения их носить. То есть маски лежат, но распоряжения их надевать не было. Руки мы и так моем каждый час, как и меняем перчатки, но теперь мы еще протираем все поверхности, к которым можно прикоснуться руками, раствором хлорки. Некоторые заботятся о гигиене лучше, например, меняют перчатки после каждого соприкосновения с деньгами или какой-то поверхностью, к которой прикасаются люди. Не все работают за прилавком, я менеджер, с кассовой работой почти не соприкасаюсь, но если приходится, я в перчатках отдаю человеку деньги и иду менять на новые перчатки. Вот сейчас пришло распоряжение, как соблюдать гигиену на рабочем месте.
Мытье рук каждые полчаса, всю смену ходить в перчатках, менять каждые полчаса и протирать все поверхности.
Если бы был зал, надо было бы протирать и его, но мы на фудкорте.
Люди больше обеспокоены не самим вирусом, а тем, что у них просто не останется денег. Все остаются на своих рабочих местах, боятся, что всех посадят на карантин, несмотря на возможную угрозу здоровья, люди переживают о зарплате. Я не знаю, страшно ли мне самой. Вчера была новость, что наш торговый центр закрывают, значит, все останутся без работы, скорее всего, на карантине нам будут платить, как на больничном, то есть копейками. На вирус всем плевать.
Юрий, фармацевт в частной аптеке
(имя изменено)
— Число людей в аптеке увеличилось в три-четыре раза, огромные очереди чуть ли не с открытия. Люди ведут себя нервно, умудряются переругаться в очереди. Рынок не справляется с возросшим спросом на маски и санитайзеры, если где-то появляются, то по огромной цене, их быстро раскупают, но как правило их просто нигде нет.
Никаких поставок вообще нет уже где-то месяц. Когда будут новые поставки, неизвестно.
Люди реагируют агрессивно, но агрессивные люди в аптеках были всегда. Сейчас наибольший спрос на противовирусные препараты и все, что содержит спирт.
Мы в любом случае работаем через стекло, дополнительных мер безопасности и гигиены не ввели. Инструкций от начальства в общем-то не было, график и смены не поменялись, работаем, как работали. Что касается настроения, ничего не изменилось, работать удаленно в любом случае не получится. Тревожно в основном посетителям, а мне нет, что поделать? Я в любом случае через неделю увольняюсь, с коронавирусом это не связано.
Александр, курьер интернет-магазина «Ешь деревенское»
— На четверг заказов больше процентов на 30, на субботу уже почти в два раза, заказов больше, чем на Новый год. Заказы на доставку делаются за два дня, поэтому больше данных нет. Обычно каждая машина работает с 9 до 14 часов, развозим в среднем по 13 заказов, а с четверга на каждую машину уже по 18 заказов, в субботу 25-30, общее количество заказов я не знаю, говорю только за свою машину. Штат раздулся, в будний у нас было 10-11 машин, на выходных порядка 22 машин, а сейчас на субботу уже планируют порядка 30 машин, у каждой машины соответственно еще увеличили количество заказов. Мы слезно просим, чтобы увеличили интервал доставки, раньше мы работали с 9 до 12 по Москве и с 10 до 14 по области, а сейчас сложно, вечерних заказов обычно мало, мы отдаем их сторонней фирме.
Мы доставляем до двери, оплата наличными или через терминалы.
Нам выдали маски. Но у нас люди русские, эффект обратный: дети начинают плакать.
Одного курьера укусила собака, хотя никогда никого не кусала, как сказала хозяйка. Был случай, что мы зашли, а женщина-врач сказала: маску носят только те, кто болеет, не пугайте людей. В масках нас не встречают. Одна женщина спросила: «А вы почему не в маске?» — «Я не болею. А вы почему не в маске?» — «Я тоже не болею». У людей все на самом деле спокойно, никто не паникует, расплачиваются деньгами, выходят с детьми, ничего такого.
У нас ввели дистанционную доставку, просто оставляем у двери, звоним в дверь, уходим — без контакта с клиентом. Завтра у меня 18 заказов, из них только один вот такой. Все абсолютно спокойны. По крайней мере пока. Категории клиентов не изменились, всегда покупали либо дети пожилым родителям, либо мамы, которые сидят дома с детьми. Очень редко возим за город на дачу, но там контингент такой же.
В коллективе никто в пандемию не верит, никакого ажиотажа, работа есть работа. Это наша основная работа, чем больше заказов, тем больше мы зарабатываем, кто-то всегда зарабатывает, а кто-то всегда теряет, это нормально. В перчатках ездить за рулем неудобно, руки потеют, перчатки должны быть одноразовыми, а в таком количестве их уже не закупить. Я развел водку и залил в пульверизатор с водой, время от времени брызгаю на руки и вытираю влажными салфетками. По улице в масках не ходим.