В Бабушкинском суде Москвы 5 февраля прошло первое заседание суда по очередному уголовному делу в отношении Алексея Навального. Публикуем краткую стенограмму заседания, которую мы вели в нашем судебном телеграме, и которая в отдельные свои моменты напоминает хоть и печальную, но комедию абсурда.
Алексея Навального обвиняют в клевете в адрес ветерана Великой Отечественной войны Игната Артеменко (ст 128.1 УК РФ). Ветеран снялся в агитационном ролике за поправки в Конституцию — кроме него там были дизайнер Артемий Лебедев, актер Иван Охлобыстин, сыровар Олег Сирота и др. Алексей Навальный назвал участников ролика «продажными холуями», «предателями» и «людьми без совести», после чего СК возбудил в его отношении уголовное дело.
10.04 В здании Бабушкинского районного суда начинается заседание по делу Алексея Навального о клевете на ветерана Великой Отечественной войны. Навального доставили в суд лично, приехали свидетели, потерпевший выступит по видеосвязи. Пока в зале нет адвокатов — Навальный предполагает, что их не пускают в суд. «Может, у них что-то на входе», — говорит политик. Судья просит пристава проверить их явку на первом этаже.
10.07 В суде нашелся адвокат Вадим Кобзев. Тем временем Навальный просит судью «прекратить издеваться» над потерпевшим ветераном Игнатом Артеменко и разрешить снять маску. «Он же не доживет до конца процесса!», — восклицает Навальный.
Заходят адвокаты, суд еще раз устанавливает явку всех участников процесса и начинает заседание.
10.13 В суд приехала и адвокат Ольга Михайлова. «Здорово», — поприветствовал ее Навальный. Суд еще раз устанавливает явку всех участников процесса и начинает заседание.
«Последние ряды, не вижу ваши руки!» — так Навальный начинает представляться.
10.15 Навальный говорит, что не знакомился с делом. Суд отвечает, что дело было в суде с августа, на что политик отвечает: «У меня было много дел в августе». Он просит хотя бы полчаса на ознакомление с материалами.
10.22 Навальный требует, чтобы с потерпевшего ветерана Артеменко сняли маску и разрешили ему лечь. «Его родственники им торгуют, они над ним просто-напросто издеваются».
— Очень прекрасно, что вы заботитесь о потерпевшем, но у нас стадия ходатайств.
— А это и есть ходатайство!
10.23 Представитель Артеменко отвечает, что ветерану после операции нужно соблюдать «именно такой» режим.
10.25 Суд объявил часовой перерыв для ознакомления с материалами дела. Адвокат Ольга Михайлова попросила обеспечить право конфиденциального разговора, даже без сотрудников полиции.
«Мы имеем такое право, и просим его обеспечить», — говорит Навальный.
Адвокат Кобзев указывает, что судья Мособлсуда на апелляции удалил конвоиров, чтобы была возможность поговорить с политиком наедине.
«Переписывайтесь, общайтесь. У меня возможности убрать конвой нет, — говорит судья. — Вы делом не интересовались».
11։33. Заседание продолжается.
Адвокаты Навального жалуются, что суд так и не дал возможности поговорить с ним наедине. Но считают возможным рассмотреть дело при данной явке.
«Потерпевший не понимает явно, что у него спрашивают. За него отвечает другой» — Навальный.
Прокурор начинает зачитывать обвинительное заключение (это Екатерина Фролова, которая представляла обвинение на заседании Симоновского суда по замене Навальному условного срока на реальный).
11.41 — Обвиняемый, вам понятно обвинение?
— Нет. Мне не известно об Артеменко ничего, кроме того, что его родственники им торгуют.
— Признаете себя виновным?
— Конечно, нет.
12.03 Адвокат Кобзев считает обвинение неясным и неконкретным. Защита не согласна с обвинением, и выкладывает свою позицию в общий доступ.
12.19 Навальный: «Я очень хорошо понимаю, как возникло это дело, почему его сфабриковали. Его изобрели не следователи, а пиарщики Russia Today, Маргарита Симоньян.
Против меня всегда фабрикуют дела, но власти испытывают проблемы, когда дела переходят в суд. Там всем ясно, что правда на моей стороне. Потому что я всегда говорю простые вещи, с которыми все согласны. Говорю, что дела сфабрикованы — все согласны. Говорю, что прокуроры бессовестны — да. Говорю, что суды продажны — да, суды продажны.
И появляется новая штука: я должен противостоять чему-то более важному, чему-то более святому. И они нашли ветерана, надели медали, и стали использовать против меня».
12.20 Навальный переходит к кампании за поправки в Конституцию, но его прерывает судья. Политик просит дать ему пять минут, чтобы он объяснил, что такое клевета. «Я уже близок к середине», — говорит он.
12.22 Политик вспоминает, что за поправки в Конституцию агитировали Артемий Лебедев и Иван Охлобыстин, но они потерпевшими не стали. «Потому что у Лебедева, наверное, зеленые волосы, а у Охлобыстина что-то с кокаином». Он говорит, что родственники Артеменко отвратительны, поскольку они используют его в своих целях даже на суде.
12.27 Суд спрашивает о порядке судебного заседания потерпевшего Артеменко. За него отвечает женщина, которая сидит рядом — это не нравится Навальному, который требует от суда установить, понимает ли ветеран вопросы. Суд просит политика не руководить процессом.
Судья пытается выяснить у Артеменко, кто находится рядом с ним. Он отвечает неразборчиво, судья говорит, что все слышно и решает, что это дочь.
12.35 Навальный настаивает, что рядом с ветераном находится неизвестный, который подсказывает ему ответы. Он предполагает, что это либо сотрудник ФСБ, либо Маргарита Симоньян, «которая ест бобра».
12.36 Выясняется, что в квартире находится судья.
12.38 Навальный просит показать судью, но ее не показывают. «Она там голая, что ли?», — спрашивает политик.
13.07 Суд переходит к допросу потерпевшего ветерана Артеменко. «Теперь рядом не розовая женщина, теперь черная женщина!» — замечает Навальный.
13.08 У ветерана шумит трансляция суда, из-за чего появляется сильное эхо. Из-за этого трудно даже разобрать судью, которая зачитывает Артеменко права.
13.09 «Черная женщина» оказалась судьей Бабушкинского районного суда, которая возьмет подписку у пенсионера.
13.11 Артеменко начинает говорить. Его речь разобрать почти не получается, но понятно, что он говорит о публикации Навального в «Твиттере».
13.12 Видно, что ветеран читает готовый текст с бумажки. Он часто прерывается.
«Какое скотство! Зачем вы издеваетесь над дедом?» — бросает Навальный.
13.14 Артеменко попросил прекратить допрос. Прокурор же попросила огласить показания Артеменко, которые он дал на этапе предварительного расследования. Суд решил обсудить ходатайство обвинения.
«Дедушка тут в медалях!» — говорит Навальный. Суд объявил защите и Навальному замечание за попытки «управлять процессом».
13.21 Навальный выступает против ходатайства прокурора о зачитывании показаний потерпевшего.
«Совершенно бессовестным образом отвратительные родственники этого человека поступают. Ему дали бумажку, он прочитал три фразы, включая просбьу прекратить допрос. Потом попросили зачитать 20 листов, в которых рассказывается, что он какую-то реку на войне форсировал. Вы будете гореть в аду за то, что использовали 95-летнего деда»
Суд удовлетворяет ходатайство.
13.23 Прокурор зачитывает показания Артеменко от третьего лица. В них рассказывается о перемещениях и действиях ветерана во время войны, упоминаются партизанские отряды, в которых он состоял.
13:37 Артеменко пожаловался на плохое самочувствие. Суд объявил перерыв 10 минут.
15.07 Заседание продолжилось. Связь с Артеменко все еще не появилась.
15.14 Судья сказала, что Артеменко вызвали скорую помощь. Навальный ходатайствует о внесении этого в протокол, так как предвидел это и «видит всех насквозь». «Они его убьют, чтобы потом сказать, что его довели». Прокурор говорит, что до такого состояния ветерана довел Навальный. По словам Навального, в сентябре Артеменко просил не участвовать в процессе, «но кто-то написал сценарий, чтобы дедушка там тряс медалями».
15.15 На связь вышла свидетель обвинения — Галина Маргулис, соседка Артеменко. За спиной пожилой свидетельницы крест, шкаф и настенный ковер.
15.18 Маргулис тоже 95 лет, но она сидит без маски. Она говорит суду, что коренная москвичка. Ей разъясняют права.
15.21 Связь с Маргулис тоже нестабильная. Прокурор задает ей вопросы и делает вид, что все понимает. Адвокатам это не нравится.
15.24 Прокурор спрашивает, стоял ли Артеменко за свою честь и предавал ли свою страну. Разобрать, что говорит Маргулис, не получается.
15.26 Вопросы задает Навальный. Он спрашивает, что белорусские партизаны сделали бы с людьми, которые воруют пенсии. Прокурор просит снять вопрос
15.28 — Хорошо ли, богато живут пенсионеры в России?
— Я прошу снять вопрос.
— Ваш вопрос находится в плоскости абстракции.
— Можно я вопрос про ветеранов спрошу?
15.30 — Считаете ли вы предателями тех, кто поднял пенсионный возраст в нашей стране?
— Я прошу снять вопрос и разъяснить, что мы слушаем дело о клевете. Высказывания, которые Навальный ставит в форме вопроса, подлежат оглашению в других обстоятельствах.
15.32 — Игнат Сергеевич живет богатой жизнью?
— Я прошу снять вопрос, так как он не относится к существу рассматриваемого дела.
— У нас дело по тому, что его назвали холуем. Может, ему правда заплатили деньги?
15.36 Навальный: Игнат Сергеевич живет такой богатой жизнью, которая положена ветерану войны?
Маргулис: *неразборчиво*
Навальный: А какая у него пенсия?
Прокурор: вопрос не относится к делу.
Навальный: Галина Андреевна, а какая у вас пенсия?
Маргулис: у меня пенсия ветерана труда. Я не могу сказать ее размер.
Навальный: А у Игната Сергеевича какая пенсия?
Прокурор: я прошу Алексея Анатольевича переформулировать вопрос.
Навальный: это же важнейший вопрос! Галина Дмитриевна, то, что пенсия ветерана войны в 12 раз меньше пенсии немецкого солдата — это из-за оккупантов, которые захватили нашу страну?
Прокурор: я прошу снять вопрос.
Маргулис: а какая у вас пенсия?
Навальный: у меня нет пенсии, меня кормят за казенный счет три раза в день. Почему вам платят так мало по сравнению с немецким солдатом?
15.42 Адвокат Ольга Михайлова минуту пытается выяснить у Маргулис, сколько людей с ней в комнате. Судья просит адвоката задавать вопросы, «а не начинать допрос».
15.51 В суде допрашивают свидетеля Владимира Акимова, который подал заявление на Навального. Он живет в Пензенской области, и на заседание приехал поездом. У него нет юридического образования, поэтому он попросил провести проверку.
15.57 В ответ на вопросы Навального Акимов говорит, что о твите узнал из группы «Политач» ВКонтакте. На Лебедева и Охлобыстина он не стал писать заявлений, так как «это люди состоятельные, за себя постоять могут». Он задал вопрос, является ли клеветой фраза «Единая Россия — партия жуликов и воров», но прокурор попросила снять вопрос.
15.59 Акимов ссылается на канал «Smileface», где в одном из видео было сказано, что Навальный назвал ветерана холуем и предателем. Суд предложил Навальному объявить перерыв, а после предложил свидетелю найти телефон и показать то самое сообщение.
16.15 В суде допрашивают свидетеля Тимурову — она работает сиделкой у ветерана Артеменко. «Она читает заученный текст!», — восклицает Навальный.
16.23 Судья — Навальному: еще два замечания, и вы будете удалены из зала. Первое замечание, и сразу второе. Третье будет последним.
16.25 Очередной перерыв, чтобы наладить связь со свидетельницей.
16.50 Заседание продолжается. Разобрать речь свидетеля Тимуровой по-прежнему трудно.
17.09 Навальный: Ваши материалы — фальшивка! Почему свидетеля допрашивали в школе? Меня ни разу не допрашивали в школе!
Разобрать ответы свидетеля Тимуровой все еще не выходит.
17.11 Я прихожу в школу — меня там никто не допрашивает! Свидетель, вам поступала повестка, что вам нужно явиться в школу? с родителями?
17.22 Суд переходит к допросу внука Артеменко. Он зашел в зал и начал упрекать Навального. Навальный в ответ назвал его «продавцом своего деда» и «проституткой». Судья пообещала его удалить.
17.39 В зале завязалась перепалка между Навальным и свидетелем Колесниковым (внук Артеменко. — «МБХ медиа»), в ходе которой Навальный назвал свидетеля ничтожеством, а свидетель обвинил Навального в предательстве. Прокурор потребовала удалить Навального из зала суда.
17.40 Суд дает адвокатам и Навальному 5 минут, чтобы «привести в чувство» подсудимого. «Возможности терпеть это никакой», — говорит судья. Объявлен перерыв.
17.55 Заседание продолжается. Свидетелю Колесникову задает вопросы Навальный.
— Внимание, вопрос. «Зина» сказала, что вы прислали ей материалы с просьбой показать их дедушке. Вы же утверждаете обратное. Кто из вас лжет?
— Никто из нас не лжет.
(Здесь Навальный нашел еще одно противоречие в показаниях внука и сиделки ветерана. Зинат Темурова говорила суду, что Игорь Артеменко писал заявление в правоохранительные органы, а внук ветерана уверяет, что его дед ничего никуда не писал. — «МБХ медиа»)
18.03 Прокурор просит отложить заседание из-за окончания рабочего времени.
(Навальный против переноса заседания, потому что он подловил сторону обвинения. — «МБХ медиа»)
18:07 Заседание отложено до 12 февраля.