Каждый год от рук американской полиции гибнут — только по официальным данным — сотни людей. На самом деле, гораздо больше. Джордж Флойд, из-за которого в Миннеаполисе начались массовые протесты, лишь один из тысяч афроамериканцев, которые погибли при встрече с полицией за последние несколько лет в США. Таня Ускова рассказывает, почему фразу «Я не могу дышать» жители США слышат не в первый раз, как это связано с полицейским насилием и почему американская полиция так часто убивает людей.
Во вторник американский детский телеканал Nickelodeon остановил вещание, чтобы привлечь внимание к смерти чернокожего мужчины Джорджа Флойда в Миннеаполисе, убитого полицией. 8 минут и 46 секунд на экране была фраза ‘I can’t breathe’, в переводе «Я не могу дышать» — ровно столько, сколько мужчина провел в удушающем приеме полицейского, поставившем ему на горло колено, прежде чем спустя час в ближайшем госпитале констатировали его смерть. Смерть Джорджа Флойда спровоцировала массовые протесты как в Америке, так и в других странах, против расизма и полицейского насилия.
Те, в свою очередь, привели к еще большему насилию — столкновениям между полицией и протестующими, которые освещают медиа по всему миру уже вторую неделю. Не в последнюю очередь из-за того, какой шок вызывают полицейские тактики разгона демонстрантов. В интернете появились десятки вирусных видео, где полиция применяет жесткое насилие в отношении протестующих: въезжает в толпу на машинах, использует перцовые баллончики даже против детей, избивает человека до судорог или стреляет резиновыми пулями по прохожим, идущим мимо демонстрации.
NYPD vehicle plows right through rioters in New York City. pic.twitter.com/ZohIHxcAwE
— Ian Miles Cheong (@stillgray) May 31, 2020
На самом деле это не первый раз, когда весь мир следит за протестами в США, начавшимися из-за убийства афроамериканца полицейскими. В 2014 году беспорядки прошли в Фергюсоне, штат Миссури, и в других городах страны. Тогда местный белый полицейский застрелил 18-летнего афроамериканца Майкла Брауна при попытке ареста. Как и сейчас, тогда это спровоцировало массовые протесты против расизма и полицейского насилия.
А за месяц до этого в Нью-Йорке от рук полицейского погиб еще один афроамериканец, Эрик Гарнер, на этот раз во время ареста по подозрению в незаконной продаже сигарет. Как и в случае с Джорджем Флойдом, полицейский применил удушающий прием, а примерно через час в больнице констатировали смерть Гарнера. Как и Джордж Флойд, Эрик Гарнер перед смертью несколько раз говорил: «Я не могу дышать».
Протесты в Фергюсоне привели к обсуждениям в обществе и прессе о том, почему из-за действий американской полиции так часто гибнут люди. В 2014 году The Washington Post выяснила, что информация о смертях, произошедших от рук полицейских, недостоверна: каждое отделение само выбирает, предоставлять эти данные в федеральные органы или нет. А кроме того, в базу ФБР, попадали только те случаи, где применение летального насилия было оправдано. Надо сказать, что полицейская система в США очень децентрализована. В каждом городе может быть своя полиция или шериф. И в некоторых случаях расследование преступлений полицейских выполняет ФБР, а в некоторых — непосредственные начальники полицейских или в лучшем случае служба внутренней безопасности. The Washington Post и ряд исследователей и активистов начали свои собственные подсчеты того, как часто американская полиция убивает.
Цифры вышли пугающие: например, в 2015 году — 965 человек. За 2019 число смертей, связанных с полицией, по подсчетам The Washington Post, составило 1028. По данным другого исследования, подсчитавшего количество смертей с участием полиции за 2012-2018 года, в среднем американская полиция убивает в 2,8 человек каждый день.
Но даже если смотреть на официальные данные ФБР, количество случаев применения полицейскими силы, закончившимися смертями, гораздо выше в Америке, чем, например, в западноевропейских странах — если в первом случае речь идет о сотнях смертей, то во втором максимум о десятках. При этом в США риск умереть от рук полицейских гораздо выше для темнокожих людей, чем для белых — почти в три раза.
Причин у полицейского насилия в США несколько: это массовое владение оружием, милитаризация полиции, редкое расследование вины полицейских и действительно расизм.
Массовое владение оружием
Смертей и насилия с использованием оружия в США в целом гораздо больше, чем во многих других государствах: например, в 2016 году количество убийств и суицидов с применением оружия в США составляло 10,6 на 100 тысяч человек. В других развитых странах это число было значительно ниже: например, в Швейцарии 2,8, в Канаде 2,1, а в Англии 0,3. Одно из возможных объяснений этому — тот факт, что американцы в принципе любят владеть оружием. Среди всех стран США находится на первом месте по числу личного оружия: в 2017 году приходилось 120,5 стволов на сотню жителей. Это единственная страна в мире, где оружия в среднем больше, чем людей. Россия, для сравнения, в этом списке находится на 68 месте: у нас на сотню человек приходится 12,3 единиц огнестрельного оружия.
При этом многие исследования показывают, что именно увеличение количества оружия приводит к росту насилия с его применением, в том числе с участием полиции. Полицейских регулярно оправдывают в США за использование насилия, потому что те говорят, что посчитали, будто подозреваемый достает оружие.
Однако кроме США много других стран, где жители владеют оружием — например, в Норвегии, — и там полицейское насилие не распространено. К тому же, есть версия, что люди массово скупают оружие в США в том числе потому, что не доверяют местной полиции и считают неоправданное насилие повседневной полицейской практикой.
Милитаризация
С доверием к местной полиции действительно есть проблемы у многих жителей. Американская полиция чрезвычайно милитаризована. Причем под милитаризацией имеется в виду не только закупка бронированных машин, военной техники и автоматического оружия, но и общие тактические принципы. Часть экспертов считает, что полицию учат видеть во всех подозреваемых, преступниках и демонстрантах врагов, к которым возможно применение серьезного насилия.
Милитаризация полиции в США началась еще в 1990-е годы, но серьезные обороты набрала после событий 9/11. После теракта полицейские участки начали массово закупать военное вооружение и переходить на тактики применения силы даже в ежедневной полицейской работе. Программа перевооружения полиции продолжается до сих пор.
При этом некоторые исследования показывают, что чем больше военного вооружения получает полиция, тем больше становится количество смертей от полицейского насилия. «Даже учитывая все возможные факторы, влияющие на полицейское насилие (такие как средний доход, общая численность населения, в том числе темнокожего, уровни насильственных преступлений и употребление наркотиков), более милитаризованные полицейские агентства связаны с большим количеством гражданских, погибающих от рук полицейских каждый год. «Когда округ (административно-территориальная единица штата в США. — “МБХ медиа”), в котором у полиции нет военной техники, покупает ее на сумму 2 539 767 долларов (самое большое финансирование, выделенное одной из полиций по нашим данным), количество погибших гражданских в следующем году может увеличиться более, чем в два раза», — пишут авторы одного из исследований.
И дело не только в оружии и военной технике. Серьезное влияние на полицейское насилие, судя по всему, оказывает обучение полицейских, которых в США нередко учат «военной ментальности» и готовности применить оружие в случае, если они предполагают, что им угрожает опасность. Многие эксперты считают, что именно такая тренировка становится причиной того, что американские полицейские начинают видеть в населении потенциальных врагов. При этом такое обучение проходят не только в федеральной полиции, но и, например, шерифы маленьких городов.
Это приводит к тому, что даже во время таких рутинных заданий, как проверка на дороге или вызов из-за шума на вечеринке, полицейский может застрелить человека. В 2016 году полицейский в Миннеаполисе застрелил афроамериканца, проверяя его документы на дороге: тот потянулся за бумажником, а полицейский решил, что за пистолетом. А в 2017 году другой офицер в Техасе убил темнокожего подростка, когда тот вместе с друзьями пытался уехать с шумной вечеринки — полицейскому якобы послышались выстрелы, и он применил оружие.
Расследования
После того, как смерть Эрика Гарнера и его слова «Я не могу дышать» подняли на знамена массовых протестов в 2014 году, полицейского, применившего к мужчине удушающий прием, не привлекли к ответственности. Еще пять лет после инцидента он прослужил в полиции Нью-Йорка. Не понес никакого наказания и офицер, убивший 18-летнего Майкла Брауна — его действия судья посчитал самообороной. Полицейский, застреливший афроамериканца на дороге в Миннеаполисе, был уволен, но избежал уголовного наказания. И только офицер, убивший подростка на вечеринке, был приговорен к тюремному сроку — 15 годам лишения свободы.
Большинство случаев применения насилия полицейскими в США остаются без уголовных наказаний и даже без расследований. Во-первых, многие такие случаи расследуют те же полицейские департаменты, в которых произошло убийство — и это создает конфликт интересов. В других случаях единственные доказательства — случайные свидетели, не всегда снимающие инциденты на камеры. И даже если полицейскому выдвигаются обвинения, скорее всего, он будет оправдан: одно из исследований 2009-2010 года, например, показывает, что из 3238 таких случаев только 33 процента обвиняемых были осуждены, и только 36 процентов из осужденных получили тюремные сроки — это 384,6 человек.
Расизм
Полицейское насилие в США особенно затрагивает этнические меньшинства. По данным одного из прошлогодних исследований, смерть от рук полицейского — это лидирующая причина смерти среди молодых темнокожих мужчин в Америке. В среднем от действий полиции может умереть один темнокожий юноша из тысячи, что почти в три раза увеличивает для них риск смерти при встрече с полицией, по сравнению с их белыми ровесниками. Больше эта вероятность и для других «не белых» групп — латиноамериканцев или представителей коренных народов США. По всей видимости, действия темнокожих людей полицейские гораздо чаще воспринимают как угрозу, против которой можно применять летальные приемы.
При этом темнокожее население в целом гораздо чаще сталкивается с полицией. Например, в два раза чаще, чем белых, афроамериканцев задерживают за злоупотребление наркотиками, хотя употребляют наркотики и те, и другие одинаково. И существенно больше афроамериканцев находятся в тюрьме: хотя в целом они составляют всего 13% населения, почти треть заключенных по всей стране — афроамериканцы. Темнокожее население при этом в целом гораздо беднее в США, и разрыв между накоплениями среди белого и «не белого» населения только продолжает увеличиваться.
По этой причине в большинстве протестов против полицейского насилия в центре — расизм и движение Black Lives Matter. В то время как часть населения поддерживает полицейское насилие и считают его оправданным, большинство «не белых» жителей США выступают против него и выходят на демонстрации, где против них полицейские вновь применяют насилие. При этом часть протестов действительно сопровождается беспорядками, мародерством и грабежами.
Полицейское насилие при разгоне демонстрантов поддерживает и президент страны Дональд Трамп. Несколько дней назад он опубликовал в своем твиттере фразу, в которой призвал применять насилие и пообещал военную интервенцию: «Там, где начинается мародерство, должна начинаться стрельба», — заявил он. Twitter пометил пост как глорифицирующий насилие.
Тем временем протесты по всей стране продолжаются, Трамп призывает губернаторов к более жестким действиям и обещает ввести в города войска. Для того, чтобы «показать силу», над некоторыми городами даже пролетали военные вертолеты. Полиция же продолжает применять насилие к протестующим, снова отвечая на демонстрации против полицейского произвола силой.