Экономист Максим Петроневич рассказал «МБХ медиа» о будущем рубля, который стал стал второй в мире по волатильности валютой после мексиканского песо.
Волатильность рубля — то, как рынок оценивает будущую амплитуду колебаний валютного курса — за три месяца составила 24,9%. Такой высокий показатель связан с падением цен на нефть. «Россия сталкивается одновременно и с падающим спросом на товар своего экспорта, и одновременно со снижением цен на него. Это все усиливает давление на рубль», — сказал «МБХ медиа» старший экономист банка «Открытие» Максим Петроневич, Он добавил, что российская экономика принадлежит к числу развивающихся и это тоже влияет на колебания рубля.
Еще недавно рубль называли «самой стабильной валютой среди валют развивающихся стран» — так о нем в 2019 году сказала первый заместитель председателя Центробанка Ксения Юдаева. Что же изменилось? Как объясняет Петроневич, стабильность рубля обеспечивалась за счет вложений иностранных инвесторов в российские облигации. Их уверенность в России сейчас уменьшилась — страна достаточно уязвима, потому что от цен на нефть зависят не только доходы экспортеров, но и существенная часть доходов государственного бюджета. Сейчас иностранные инвесторы настроены по отношению к российскому фондовому рынку более осторожно, но ничего страшного в этом Петроневич не видит. «Я думаю, после того, как пик эпидемиологических мер пройдет и спрос на нефть будет возвращаться, то будет возвращаться и уверенность в российском фондовом рынке», — считает он.
Все зависит от того, как долго будут продолжаться эпидемия. «Необходимо понимать, что в отличие от предыдущих кризисов, это кризис не экономический, это кризис, который вызван медицинской проблемой, и по мере ее решения экономика будет восстанавливаться. Поэтому нужно просто переждать этот момент», — считает эксперт. Однако по-старому ничего уже, скорее всего, не будет. «На мой взгляд, уровень, на который откатится рубль, будет целиком зависеть от того, на какой уровень откатиться нефть. Но я бы не стал рассчитывать, наверное, что доллар снова будет стоит 60 рублей. Этот уровень уже останется в прошлом», — подытожил Петроневич.
После того, как Россия 6 марта не договорилась с участниками сделки ОПЕК+ о сокращении добычи нефти на дополнительные 1,5 млн баррелей в сутки, 9 марта цены на нефть рухнули, стоимость нефти марки Brent в моменте опускалась до $31,02 за баррель. Это стало сильнейшим падением нефтяных цен внутри одного дня с 1991 года.
Все это привело к падению рубля и российских ценных бумаг на фондовых рынках. На фоне объявления пандемии из-за коронавируса падать начали и американские рынки. Аналитики Bloomberg подсчитали, что стоимость доллара может достигнуть 97 рублей.
18 марта доллар уперся в максимально допустимый уровень Московской биржи — в отметку в 80,87 рубля. То же произошло и с евро — 88,72 рубля. На международных торгах, где потолков нет, доллар поднимался до 82 рублей, а евро — выше 90 рублей.