На фасаде здания в Хлыновском переулке небо держат атланты. В правом крыле музея АРТ4 еще до начала мероприятия уже много людей. У входа тебя встречает двуглавый орел из колючей проволоки на фоне листов бумаги с текстом, внизу подпись: «Матушка». В создании экспоната Олег Навальный использовал два сверла, найденные в офисе ФБК после обыска 27 июля 2019 года, которые «вероятно, использовались для установки прослушивающих устройств». На листах бумаги — копии материалов обыска: «В кабинете № 11 обнаружено и изъято: 66. Съемный жесткий диск WD S/N WX31EA1MF219 с проводом питания; 67. Съемный жесткий диск марки Transcend SN: D831870349» и так далее. Возле экспоната фотографируются Надежда Толокно, Любовь Соболь.
«Хочу, чтобы все отстали от всех», — написано на окне. На стенах эскизы тюремных татуировок: купола, надписи, женщины, мавзолей (со стрелочками «плесень» и «липовый мед»), котики. «СЛОН — С малых Лет Одна Наташа» с Фридой Кало в рамочке из колючей проволоки, здесь этот «узор» встречается часто. Как сказал мне Олег Навальный, все рисунки, представленные на выставке — его любимые без исключения.
«Это не тюремная татуировка в чистом виде, восхваление традиции, ничего подобного, — объясняет он. — Это как раз о том, что свободные люди существуют, и любая прогулка в выходной день в Москве выглядит, как утренняя проверка в колонии, поэтому резонно, что нужно бить партаки (плохо, непрофессионально выполненные татуировки. — «МБХ медиа») и переодеваться в тюремный мерч, потому что мы сейчас живем в тюрьме. За мои партаки не спросят, за каждый можно пояснить».
В залах представлены серии зарисовок, например, в первом «Русский тюремный сюрреализм», где у слона на тонких длинных ножках вместо собственно тела слона будка с ФСИНовцем. «Добрые люди прислали мне однажды в тюрьму большую иллюстрированную энциклопедию сюрреализма. Очевидно, в ней не хватало раздела о русской действительности. Не то чтобы я отказывал в воображении Дали, Магритту и прочим великим. Просто им явно не хватало лагерного опыта, а ведь российские тюрьмы на 146% состоят из сюра. Решил это дело поправить», — объясняет Навальный в описании серии.
Во втором зале серия «Кровосток — ЧБ» по мотивам последнего альбома группы, тексты которого Навальный получил через систему ФСИН-письмо, так что музыку арестанту пришлось придумывать самому. Здесь его версия «Чебурашки» и другие эскизы по трекам «Кровостока». По QR-коду можно добавить стикеры с этими эскизами в Telegram.
— О, у всех телеграм есть, — говорит одна девушка, которая только что просканировала код.
— Еще бы. В такое время живем, — отвечает ей подруга.
— Нравятся эскизы? — спрашиваю я.
— Некоторые татуировки прямо в сердечко, потому что прямо жиза.
— Хотели бы что-нибудь наколоть?
— Вообще да, но нас убьют. Мне есть 18, но я очень боюсь боли.
— Мне кажется, до татуировки нужно дорасти, чтобы не жалеть.
В зале жужжат тату-машинки, мастера бьют записавшимся в очередь татуировки по эскизам Олега. На нанесение татуировки выделяют по часу на каждого. Лиза была первой, татуировщица Маша набила ей «Восхождение» на предплечье.
— Это альпинисты, которые забираются по мосту: кто-то забирается, кто-то падает. Выставка отличная, очень круто, что здесь много работ, которых не было в сети. Мне кажется, я еще даже не разглядела все, — говорит Лиза, пока на фоне играет «Ева, я любила тебя».
Стоит партак от Навального 6 666 рублей, из которых 666 рублей пойдут «Медиазоне», а остальное — Фонду борьбы с коррупцией, говорит Олег Навальный.
«Это рисунки, которые я нарисовал в тюрьме. По окончанию выставки будет аукцион, мы это все продадим и направим все деньги ФБК на борьбу с режимом, будем монетизировать мои тюремные страдания, — объяснил мне Навальный. — Это не завершение моей тюремной истории, один из способов ее завершить — посадить негодяев, которые меня посадили. Мы начали планировать выставку за пару-тройку месяцев, сейчас она, само собой, связана и с «московским делом», но задумывали ее до московских протестов, потому что тема протестов начинается тогда, когда сажают невиновных людей, и может закончиться, только когда всех невиновных отпустят».
В дальнем зале играет диджей-сет Петр Верзилов. За ним рисунок — Достоевский на кортах и в адидасе, справа «пищеблок» — парень в комбинезоне «ШИЗО» разливает «Кровавую Мэри» из кастрюли под «Не надо стесняться». Сюда выстроилась очередь. А вдоль нее полотно почти на всю стену с контурами России, увешанное кипятильниками. В углу общаются сотрудники ФБК Руслан Шаведдинов (у нас с ним вышел подкаст о молодых политиках) и Николай Ляскин, которого за день до этого задержали для составления протокола о нарушении правил проведения митингов (часть 5 статьи 20.2 КоАП) из-за шествия 31 августа. Позже на выставку пришли Шило из «Кровостока», Настя Креслина из группы «IC3PEAK» и Алексей Навальный с женой Юлией.
Аудитория совершенно разная. Цветные прически, татуировки и футболки с забавными надписями у каждого третьего. Как сказала журналистка «Медиазоны» Настя Ясеницкая, здесь очень модно и душно. Некоторые пришли на открытие с детьми. Одна женщина привела двух дочерей, как они мне сказали, выставка им понравилась. В отдельном крыле, где проходит другая выставка, ЛГБТ-активистка Дана Фридер разделась и фотографировалась с людьми, негативной реакции на ее наготу я не заметила, но через минут 20 она оделась, сказав: «Мало ли, сколько здесь гомофобов».
Младший брат Алексея Навального вышел на свободу 29 июня 2018 года, отбыв в колонии 3,5 года по делу «Ив Роше». За это время он написал четыре рассказа, проиллюстрировал книгу Ольги Романовой «Русь сидящая», написал карточки и придумал игру для «Медузы» о жизни и выживании в российских исправительных учреждениях, а на свободе написал о своем опыте книгу (подробнее об этом читайте здесь). Чем Олег занимается сейчас, он пока не рассказывает.
Всех людей доброй воли на выставку «Олег Навальный. С арестантским уважением и братским теплом» ждут с 4 сентября по 19 октября в музее современного искусства АРТ4.