В России всего два независимых профсоюза медицинских работников: «Действие» и «Альянс врачей». Оба регулярно жалуются на проблемы в системе здравоохранения, невыполнение «майских указов», проводят итальянские забастовки и митинги в поддержку преследуемых и незаконно уволенных медиков. В ответ членов профсоюзов под разными предлогами увольняют, задерживают и штрафуют.
Вместо спасения жизней медики по всей стране требуют исполнения указов Путина
По всей России протестуют медработники: они...
Межрегиональный профсоюз «Действие» был создан в 2012 году, в него входит больше 50 первичных организаций в 40 регионах России и около 2500 медицинских работников, рассказал «МБХ медиа» сопредседатель профсоюза Андрей Коновал. «Действие» защищает трудовые права медработников: юридической поддержкой, акциями солидарности, к их освещению подключает разные СМИ, в том числе федеральные, говорит Коновал. Активно выступают за выполнение «майских указов», в частности по оплате труда. Работают на взносы и благодаря поддержке Конфедерации труда России, участвуют в конкурсах на президентские гранты, в прошлом году выиграли грант на проект «Горячая линия поддержки медицинских работников».
«В инфополе наиболее заметны наши публичные акции: митинги, пикеты, итальянские забастовки, в крайнем случае медработники устраивают голодовку протеста, как в Анжеро-Судженске Кемеровской области. Но работа этим не ограничивается, — рассказывает Коновал. — Мы участвуем в переговорах с работодателями, региональными минздравами. Активно пишем обращения в прокуратуру, Гострудинспекцию, Росздравнадзор. Но, даже видя нарушения со стороны работодателя и чиновников, они не предпринимают действия для улучшения ситуации, действуют только в условиях общественного резонанса».
После успеха забастовки медработников в Пензе итальянскую забастовку объявили в Орле
Профсоюз среднего медперсонала станции скорой помощи...
По словам Коновала, давление оказывают региональные чиновники и медучреждения. Основной метод — дисциплинарное взыскание, но профсоюз предупреждает своих членов, чтобы они не писали объяснительные записки, не проконсультировавшись с профкомом или юристом профсоюза. Дисциплинарное взыскание может привести к сокращению размера или вообще лишению премии, а несколько взысканий — к увольнению. Но и в этом случае член профсоюза может рассчитывать на помощь: работодатель обязан запросить мотивированное мнение профсоюза. Случаи увольнения активистов «Действия» из-за профсоюзной деятельности единичны, но всех, кто этого хотел, восстанавливали через суд. У руководства медучреждения есть и другое «оружие»: угрозы, дезинформация.
«Медицинский персонал запугивают, что якобы за участие в профсоюзе у них возникнут трудности со сдачей на категорию или их не отправят учиться. Мы разъясняем, что так не может быть, если звучат подобные угрозы, за это нужно привлекать к ответственности, в том числе с помощью правоохранительных органов, — рассказывает Андрей Коновал. — Еще любят угрожать, что нами якобы интересуется ФСБ. Я занимаюсь профсоюзом с конца 2012 года и ни разу не сталкивался с противодействием со стороны ФСБ. Эти органы собирают информацию, когда возникает наша первичная организация, но не вмешивается в нашу работу, мы работаем в правовом поле».
А местные власти не согласовывают публичные мероприятия. Например, пикет на Пушкинской площади в поддержку врача-гематолога Елены Мисюриной мэрия Москвы не согласовала, потому что памятник Пушкину «не имеет отношения к уголовному делу Елены Мисюриной», рассказывает Коновал.
Профсоюз «Альянс врачей» появился сначала на базе НИИ глазных болезней в Москве из-за массовых сокращений медиков. Врач-офтальмолог, председатель профсоюза Анастасия Васильева рассказала, что с самого начала целью «Альянса врачей» была юридическая поддержка. Оформиться как профсоюз новой организации помогло «Действие». В «Альянс» входит 25 региональных отделений и больше тысячи медработников. Работают на взносы и пожертвования.
Члены профсоюза снимают видеоролики о проблемах в медучреждениях, проводят акции протеста, например, митинг в Калининграде в защиту врача-неонатолога Эльзы Шушкевич, которую обвиняют в смерти недоношенного младенца. Саму Анастасию Васильеву и ее заместителя задержали и оштрафовали за организацию митинга.
Председатель «Альянса врачей» рассказывает, что на членов профсоюза постоянно оказывают давление за то, что те «выносят сор из избы», «позорят больницу» перед Минздравом.
Протестующих медработников вызывают в полицию из-за фотографии с пустыми плакатами
В Анжеро-Судженске (Кемеровская область) пройдут пикет...
«Вместо того, чтобы исправить проблему, пытаются заткнуть разными способами. Главврач в Перми, у нас даже есть запись, говорил, что вступить в наш профсоюз все равно, что вступить в «партию геев и п****асов», да-да, это его слова. Главврач в Ярославле лично обзванивал каждого члена профсоюза и говорил, что это оппозиционная структура. Главврач Водягин в Окуловке вообще лишил премии тех, кто состоит в профсоюзе, угрожал увольнением, — рассказывает Васильева. — Это общая ситуация по России. Используют любые методы, чтобы раздавить свободное профсоюзное движение, потому что у нас страна несвободная, а статистика на первом месте».
Анастасия Васильева рассказала, что в Сочи председателя местного отделения профсоюза Юлию Волкову, эндокринолога первой городской больницы, довели до гипертонического криза, подослав к ней пациента, который скандалил, снимал все на видео и написал на врача жалобу. В профсоюзе уверены, что к инциденту причастно руководство больницы. В Серове медсестре Парвин Салаевой подбросили марганцовку, которая входит в список прекурсоров наркотических средств. В Новосибирске заведующего ортопедическим отделением стоматологической больницы Романа Салова уведомили об увольнении после его жалоб на низкие зарплаты, он тоже председатель регионального «Альянса врачей». Васильева говорит, что увольнение будут обжаловать, так главврач Ирина Горох не запросила у профсоюза мотивированное мнение об увольнении.
«Любое нарушение процессуального характера будет видно в судебном процессе, мы ляжем костьми, чтобы его не уволили, — говорит председатель профсоюза. — У него взыскание за просроченные материалы, так их выдало руководство, это их судить надо за то, что деньги на закупку они кладут себе в карман, а выдают просрочку, но на деле виноватым оказывается рядовой доктор, еще и лидер профсоюза».
Медиков «Альянс врачей», как и «Действие», отстаивает с помощью широкой огласки, публичных мероприятий и жалоб в надзорные ведомства. Видео профсоюза «Альянса» выходят не только на их собственном канале, но и у Алексея Навального и других. Как рассказывает Васильева, юристы политика часто бесплатно помогают профсоюзу, в регионах «Альянс врачей» также поддерживают КПРФ и партия «Яблоко».
Врача-неонатолога обвиняют в умышленном убийстве младенца. Коллеги требуют прозрачного расследования
Врача анестезиолога-реаниматолога и неонатолога перинатального центра Калининградской...
«Если бы Алексей не публиковал наши ролики, не ретвитил нас, у нас бы не было такого резонанса, а это наше основное оружие. Мне неважно, с кем сотрудничать, мне главное защитить медработников, как Роман Салов, Парвин Салаева. Я сейчас завалена этими делами, все жалобы пишу я, монтирую ролики ночами. Делаем все, что можем, — рассказывает Васильева. — Раньше моей работой было лечить людей, а теперь — защищать медиков. Мы делаем профсоюзную школу, закладываем профсоюзные традиции. Надо организовываться, чтобы противостоять произволу власти, потому что, если не профсоюзы, то кто?»
Как рассказывает председатель профсоюза, успехи бывают как грандиозные, так и маленькие. Например, благодаря сибирскому отделению, в александровскую районную больницу купили рентген за 15 миллионов рублей, а в Сочи после профсоюзной проверки поменяли лампочки.
«Мы в любом случае оппозиционны власти. То, что происходит с медициной, — результат работы политиков. Президент Путин не думает о том, что люди болеют и умирают. Моя задача — сделать так, чтобы наши люди получали лекарства, нормальную медицинскую помощь. Я должна сделать все, что в моих силах, для страны и для медиков. Ведь вся страна — наши пациенты, — говорит Анастасия Васильева. — Обращения растут в геометрической прогрессии, страх все меньше и меньше, потому что людей довели, но и они видят, что можно добиться результатов».