Оппозиционер Алексей Навальный 17 января вернулся в Москву после пятимесячного лечения в Берлине. «МБХ медиа» рассказывает, что происходило в Москве и немецкой столице последние дни, как Навального готовились встретить на родине и как сторонников политика пытались смешать с фанатами Ольги Бузовой.
Подготовка
Алексей Навальный с августа 2020 года лечился в столице Германии от последствий отравления в Томске. 13 января политик объявил о своем возвращении из Берлина рейсом авиакомпании «Победа».
Подобное решение во многом стало неожиданностью, поскольку после выхода расследования о возможной причастности к покушению на Навального сотрудников ФСБ Следственный комитет возбудил в отношении политика новое дело — по поводу якобы имевшего место мошенничества с пожертвованиями в пользу Фонда борьбы с коррупцией, который возглавляет Алексей. Считалось, что это помешает Навальному вернуться в Россию. Кроме того, был дан новый ход и другим делам против оппозиционера. Выяснилось, что еще 29 декабря Навальный был объявлен в розыск по делу «Ив Роше» (по нему в 2014-м он получил 4,5 года условно) и ФСИН планирует заменить ему срок на реальный. 30 декабря 2020-го также возобновлено рассмотрение дела о клевете Навального на ветерана ВОВ.
Сторонники политика почти сразу после известия о его возвращении организовали в Facebook виртуальную «запись» на встречу во «Внуково» — к полудню 17 января это событие намеревались посетить около 2, 5 тысяч человек. Власти и силовики также готовились к прилету «берлинского пассажира».
Причем некоторые начали действовать заранее. Так, прокуратура назвала встречу «незаконным массовым мероприятием» и стала выносить предостережения активистам о недопустимости нарушения закона, руководство «Внуково» запретило журналистам проводить съемку, а ФСИН пообещала предпринять все действия по задержанию политика. И, как выяснилось позже, выполнила свои обещания.
День Х
Попасть внутрь терминала аэропорта «Внуково» 17 января разрешили только тем, у кого на руках были билеты на один из рейсов. Их покупкой пришлось озаботиться встречающим. Так, брат оппозиционера Олег Навальный купил билеты в Уфу, а осужденный по «дадинской статье» (и недавно вышедший на свободу) Константин Котов – в Воронеж. Среди встречавших были также политик Евгений Ройзман и писатель Дмитрий Быков.
Автозаки появились в окрестностях «Внуково» еще утром. По данным Telegram-канала Baza, встречать Навального должны были около 100 полицейских, которых разделили на три группы, одной из которых было приказано ждать в автобусах с запретом даже отлучаться в туалет. Сколько сотрудников других силовых ведомств должны были обеспечить оппозиционеру комфортное возвращение, неизвестно.
Около 15:30 полицейские полностью перегородили ограждениями зал прилета международных рейсов. Выходить привычным маршрутом из «Аэроэкспресса» в терминал пассажирам внутренних рейсов запретили «по техническим причинам», так что путешественникам пришлось идти к поездам через улицу при температуре минус 20. У простых пассажиров это решение вызвало недоумение.
Параллельно с торопящимися в разные уголки России сторонниками Навального в зоне прилета «Внуково» оказалась группа поддержки певицы Ольги Бузовой, прилетавшей в это же время. По данным ряда СМИ, внутрь их пустили без проверки билетов. В результате рядом с активистами десятки голосистых девушек репетировали песню «Мало половин», а закутанные в шарфы молодые люди ждали прилета поп-звезды с букетами цветов, а затем развернули плакаты, посвященные певице и актрисе. Впоследствии выяснилось, что координатором фанатов выступил Аркадий Гречишкин, называвший себя активистом Антимайдана и участвовавший в нескольких акциях против Алексея Навального.
Тем временем в Берлине
У терминала берлинского аэропорта «Бранденбург» Алексея Навального перед отлетом ждали десятки журналистов и сторонников, однако политик и его супруга Юлия не проходили через стойки регистрации на рейс в Москву. По данным газеты Bild, вместо них это сделали трое сотрудников федеральной полиции, которые принесли паспорта супругов на стойку регистрации в специальном черном ящике. До трапа чету Навальных довезли под охраной на черном Mercedes со спецсигналами.
«Я чувствую себя гражданином России, который хочет вернуться домой», — так во время посадки на рейс прокомментировал политик свое решение вернуться на родину.
Самолет вылетел с получасовым опозданием, около 17:20. Еще до прибытия Навального из воздушного судна вывели буйного мужчину, сообщило издание Deutsche Welle.
Рейс Навального стал самым популярным на портале Flightradar24, где можно отслеживать движение авиасудов. На пике за полетом следили свыше 70 тысяч человек.
Задерживали и теснили
Первые задержания начались еще в ночь с 16 на 17 января. В Петербурге силовики сняли с поезда и проводили в участок главу местного штаба Навального Ирину Фатьянову и активиста Илью Гантварга. Утром в аэропорту «Пулково» был остановлен корреспондент «Медиазоны» Давид Френкель, которого отпустили только после отлета его рейса. Всего к утру 17 января были задержаны около 10 человек.
Во «Внуково» около 16.00 задержали активиста Дмитрия Бескоровайного. Затем пришла очередь сотрудников ФБК Любови Соболь, Руслана Шаведдинова, Александра Молокоедова, Анастасии Кадетовой, Константина Котова, Ильи Пахомова. В полиции оказались несколько журналистов — Влад Докшин («Новая газета), Эдуард Бурмистров ( «Дождь»), Антон Старков (Daily Storm), Иван Водопьянов («Коммерсантъ»), Кирилл Борисов («Росдержава»). В «Коммерсанте» сообщили, что корреспондента издания несколько раз ударили.
Около 19.00 полицейские и ОМОН начали теснить людей без билетов, собравшихся у металлодетекторов, в итоге несколько сотен человек оказались на морозе. После этого были задержаны еще несколько встречающих, а неизвестная девушка получила от полицейского удар в лицо (этот момент попал в трансляцию «МБХ медиа»). Не были обделены вниманием и фанаты Бузовой — некоторые из которых лишились плакатов и закончили вечер в автозаке.
Всего по данным «ОВД-Инфо» на 23:20 были задержаны 65 человек, 7 из них — в Петербурге, где прошли пикеты в поддержку Навального. Часть задержанных были затем отпущены из отделений полиции (подробнее с обстоятельствами задержания и освобождения можно ознакомиться в нашей хронике).
Разворот над Подмосковьем
Самолет с Алексеем Навальным должен был приземлиться во «Внуково» в 19:37. Однако уже над Московской областью борт развернулся и взял курс на «Шереметьево», где и приземлился в 20:15.
В это же время из авиакомпании и аэропорта начали поступать противоречивые сведения о причинах переноса рейса в другую воздушную гавань. Пассажиры рейса «Победы» позже рассказали, что им сообщили «о выкатывании самолета за пределы взлетно-посадочной полосы во «Внуково», из-за чего якобы и произошла рокировка. Встречающим — о поломке снегоуборочной техники на ВПП во «Внуково».
Сразу после прилета Навального полицейские перекрыли Ленинградское шоссе по пути в аэропорт «Шереметьево», оставив одну полосу, а затем подобным же образом перекрыли выезд из «Внуково».
Задержание на погранконтроле
Еще до прохождения пограничного контроля в аэропорту Навальный заявил журналистам, что сегодняшний день стал для него «самым счастливым с августа».
«Власть вновь занимается ерундой, они сейчас поставили под угрозу безопасность целого города, но ради чего? Я ничего не боюсь и вас призываю не бояться, здесь мой дом и я вернулся. Я выйду отсюда, пройду погранконтроль и поеду домой, потому что я прав», — сказал Навальный журналистам в аэропорту.
Попасть домой политик в этот вечер все-таки не смог. На погранконтроле к нему подошли несколько полицейских, один из которых попросил Навального проследовать за ним под угрозой применения силы. Алексея сопровождала адвокат Ольга Михайлова, однако ей не разрешили пройти в участок вместе с ее клиентом. Михайлова настаивала на своем присутствии, однако после короткой перепалки с силовиками вынуждена была отпустить Навального одного. Его супруге Юлии также не дали последовать за мужем.
Первая реакция
Спустя несколько минут во ФСИН сообщили, что задержали Навального из-за «многократного нарушения» испытательного срока по условному приговору. «Дальнейшую меру пресечения [для] Навального определит суд, до решения суда он будет находиться под стражей», — заявили в ведомстве.
Юлия Навальная перед отъездом из аэропорта обратилась к собравшимся в аэропорту сторонникам своего мужа со словами благодарности и призвала их не бояться.
«Я очень благодарна, что вы приехали даже сюда. Они настолько боятся Алексея, что закрыли аэропорт и парализовали практически все полеты в Москве из-за человека, который прилетел домой. Я не боюсь и вас призываю не бояться», — сказала она.
Задержание Навального вызвало реакцию на международном уровне. Правозащитная организация Amnesty International после задержания в «Шереметьево» признала его узником совести. Главы МИД Латвии, Эстонии и Литвы потребовали освободить Навального, призвав Евросоюз в противном случае ввести новые санкции против России.
Отреагировали на задержание Навального и в Кремле — правда, довольно своеобразно. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков в комментарии изданию «Подъем» сообщил, что находится в отпуске и не следит за происходящим. «Прошу прощения. Его в Германии задержали? Я не в курсе», — сказал он.