1556 год, Астраханское ханство окончательно завоевано войсками Ивана Грозного, астраханский хан Дервиш-Али через Азов бежит в Мекку — священный город мусульман. Спустя четыре с половиной века в Астраханской области местные мусульмане борются с установкой памятника Грозному, а православные — настаивают на нем. О чем грустят те, кто выступил за установку памятника, и в чем винит Грозного сторона, которая его памятник в Астрахани видеть не хочет?
Очередной памятник Ивану Грозному вызвал очередной спор среди россиян. «С агрессивной политики Ивана Грозного у мусульман начались многочисленные проблемы, были уничтожены мечети, ислам стал религией вне закона», — пересказывают СМИ основные претензии мусульман Астрахани к царю. 27 декабря они написали обращение к главе региона Игорю Бабушкину и главе городской администрации Радику Харисову. «Большая часть населения Астраханской области исповедует не ислам, и, возможно, чаяния мусульман представителям других конфессий не понятны. И все же, не нужно забывать, что многие мусульмане Астраханской области являются потомками мусульманского населения, жившего на этой территории в ордынский и более ранний периоды. Ислам в Астраханской области был и есть религия не иностранцев, а коренных жителей», — сообщается в обращении.
Разговоры об установке памятника начали ходить в 90-е. В 2016-м половину стоимости памятника вызвался оплатить «православный олигарх» Константин Малофеев, не скрывающий своих монархических взглядов. Инициатива по установке памятника принадлежит организации «ВеРИм». Организация — православно-имперская, она называет себя «добровольным объединением граждан Российской Федерации, поставившим своей главной целью восстановление Великого государства Российского». Три года назад «ВеРИм» впервые озвучили идею по увековечиванию памяти Грозного в Астрахани, но администрация города предложила вынести вопрос на общественное обсуждение. «Это общественное обсуждение продолжается до сих пор», — с небольшой досадой говорит «МБХ медиа» руководитель организации Владислав Дарвин.
«С одной стороны, сама дискуссия по этому вопросу является благим процессом, так как вызывает интерес людей к истории своей родины, но с другой стороны — в процессе этой дискуссии появляются граждане, пытающиеся разжечь межнациональную и межрелигиозную рознь, разные политики, желающие набрать на этом политические очки. Эти люди выкладывают в сети искаженную или откровенно ложную информацию о событиях тех лет. Хорошо, что у нас много образованных граждан, которые сразу различают провокаторов», — зачитывает Дарвин строчки из обращения к астраханцам, которое он составил сегодня.
В белой мечети Астрахани сейчас собирают подписи против установки памятника. В разговоре с «МБХ медиа» наиб-имам этой мечети, Муслим Юнусов, указывает, что в ходе вторжения Ивана Грозного в Астрахань на этих землях были разрушены все мечети и убито множество татар.
«Это ложная информация, Грозный не причинял вреда ни мусульманам, ни каким-то другим жителям, которые проживали на территории Астрахани. С того момента, как только Грозный присоединил Астрахань к России, на территории нашего региона не происходило никаких конфликтов ни на межнациональной, ни на межрелигиозной почве, люди жили дружно. Кроме того, вообще у Грозного служило очень много мусульман, он был очень толерантен ко всем конфессиям, проживающим на территории его государства, поэтому это абсолютная ложь», — настаивает Владислав Дарвин.
Грозный — наследник Золотой Орды
Юнусов, в свою очередь, проводит исторический экскурс: «Московское княжество вело агрессивную политику. Было единое государство Улус Джучи и вот это единое государство начало разваливаться, и на его скелете начали формироваться феодальные государства. Образовалась новгородская республика, образовалось московское княжество, астраханское ханство. Москве эти лавры единой большой империи не давали покоя, и она начала вести агрессивную политику. Это, конечно, называют “объединением русских земель”, но дело в том, что это не было еще российское государство. К российскому государству современному присоединили Крым — это да, но к российскому государству не присоединили Астрахань, его присоединили к московскому княжеству».
Далее Юнусов не без симпатии отзывается о Золотой Орде: «Нет преемственности между Московской Русью и российским государством, есть преемственность между Золотой Ордой, московским княжеством, и современным российским государством — здесь преемственность действительно есть. Если бы не было Золотой Орды, мы бы не знали такого политического персонажа как Иван Грозный, его просто в помине бы не было».
Интересно, чтобы на это ответил руководитель «ВеРИм». Толерантным человеком он видит не только Грозного, но и самого себя. «Меня, как и любого православного человека, не раздражают другие конфессии, не вызывают никакого негатива», — уверяет Дарвин, но его толерантность имеет границы. «Православие в России — это духовный стержень русской монархии», — продолжает он. В «ВеРИм» не видят проблемы в том, что мусульмане, исповедующие постулат «нет Бога, кроме Аллаха», проживают в государстве, духовным стержнем которой является вера в Отца, Сына и Святого Духа. «В России всегда так было, у них (мусульман. — «МБХ медиа») своя позиция, пусть так считают, но духовным стержнем государства в России является православие, это исторически сложившиеся традиция. Если мы будем разводить полемику, какая религия важнее, у нас просто получится так, что нужно разделить Россию на мелкие части».
Почему русских так много
«Пускай приедет в Чечню и скажет это»,— парирует имам-наиб. «В нашу шкуру влезьте, я татарин по национальности», — предлагает Юнусов. «В интернете пишут, что татары должны каяться, их предки брали в полон русских и продавали в рабство. Я что ли должен каяться? Я что ли это делал? Но если действительно мои предки были такими мерзавцами и негодяями, то ответьте мне на один вопрос: “Почему русских сегодня 143 миллиона, а татар всего пять?”. В Астраханской области татары сейчас являются третьей по величине этнической группой в области, составляя порядка 7% ее населения.
Юнусов предлагает создавать такие памятники, которые бы объединяли, а не разъединяли. Из архитектурного комплекса, посвященного присоединению Астраханского ханства к России, можно было бы убрать памятник Грозному, но в «ВеРИм» не готовы идти на компромисс. «Как? Убрать основное историческое лицо? Государственного деятеля, который создал нацию фактически, присоединил Астрахань к России, создал город, основателя города убрать? Для чего? Для того, чтобы удовлетворить каких то… людей, которые хотят исказить историю?», — разволновавшись, спрашивает руководитель консервативной организации.
«Я это (критику. — «МБХ медиа») не позиционирую на русских, надо отделять народ и политику чиновников от государства, это разные вещи», — смягчается Юнусов. Решить судьбу памятника тоже предстоит чиновникам. Сейчас среди населения Астрахани проводится опрос об установке на территории города памятника Ивану IV Грозному. Его результаты станут известны 20 января. «У меня папа татарин, мама русская, я в осознанном возрасте принял решение о принятии православной веры, я уже понимал, какую веру мне принять для своего духовного развития», — под конец разговора рассказывает Владислав Дарвин, выступающий за установку памятника.