in

«В зоне риска окажутся и непубличные преподаватели». Что ждет ВШЭ после смены ректора

Ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов
Первый ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов. Фото: Софья Сандурская / Агентство «Москва»

Ярослав Кузьминов покинул пост ректора Высшей школы экономики. При нем вуз достиг не только образовательных высот, но и пережил череду скандалов. О том, как «вышка» из места, где можно было дебатировать с Алексеем Навальным, превратилась в вуз, где за слова запросто можно вылететь с работы — в материале «МБХ медиа». 

Один из основателей Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов ушел с поста ректора 1 июля. Как он сообщил в своем прощальном письме, опубликованном на сайте вуза, уход связан с тем, что Кузьминов не хочет «стареть в должности ректора». Он также отметил, что никогда не испытывал удовлетворения и удовольствия от административной работы. «От принятия решений, распоряжения людьми, ресурсами. От пребывания в высоких кабинетах. Я делал это, потому что это был мой долг, моя ответственность перед университетом, — говорится в обращении Кузьминова. — Мне пришлось принимать важные, временами жесткие решения. Расставаться с людьми. Ломать структуры. Заставлять или не разрешать что-то делать. Хочу попросить прощения у тех, кого я обидел или к кому был невнимателен. Хочу вам сказать — я ни одного раза не принял решения, которое противоречило бы интересам университета, профессорской корпорации, студентов, нашей страны. Которое противоречило бы моим убеждениям».

Несмотря на то, что Кузьминов покинул должность ректора, он останется работать в ВШЭ — станет научным руководителем вуза, сменив на этой должности 87-летнего Евгения Ясина. «Я с благодарностью принимаю эту позицию, — отметил Кузьминов. — Я буду прилагать все силы, чтобы играть ту роль, которую почти 30 лет играл Евгений Григорьевич».

Имя будущего ректора ВШЭ пока не называется. В вузе отметили, что назначением займется правительство РФ как учредитель университета. Собеседники «МБХ медиа» из числа бывших и действующих сотрудников ВШЭ рассказали, что Кузьминов уже давно планировал уйти — по меньшей мере три года. В числе причин собеседники называют и проблемы со здоровьем, и банальную усталость. «Кузьминов ушел туда, где возможна надежная почетная пенсия, — сказал один из бывших преподавателей вуза. — Он же прикрывал задницу разным реформистам, сторонникам диалога с партнерами, которые теперь — враги. Теперь не прикрывает». 

Под «реформистами» собеседник имеет в виду людей, которые уже разъехались — экономиста Сергея Алексашенко, профессора Константина Сонина и «других либералов». «Все, кто ушел в прошлом году, вроде Лукьяновой и Гусейнова, при другом начальстве уже давно были бы уволены. После того как Путин назвал политолога Медведева придурком, любой ректор избавился бы от такой чумы, слил бы только так. А Кузьминов до последнего отстаивал особый статус “вышки”», — добавил бывший сотрудник ВШЭ.

При обсуждении преемника Кузьминова на посту ректора называют фамилии Вадима Радаева, Валерии Касамара, Марии Юдкевич. «При этом преподаватели ожидают, что назначат вообще кого-то со стороны. Кого-то, кто будет контролировать “вышку” и денежные потоки внутри нее», — добавила собеседница «МБХ медиа».

По мнению бывшего сотрудника ВШЭ, философа и редактора отдела политики «Новой газеты» Кирилла Мартынова, отставка Кузьминова была неожиданна только в том смысле, что случилась 1 июля, летом, «без объявления войны». 

«Стратегически, конечно, в 2021 году ректор Кузьминов во главе Высшей школы экономики выглядел уже неким анахронизмом. Мы видим, как стремительно меняется ситуация с образованием в России, как оно становится все более автохтонным, суверенным, как сворачивается сотрудничество российских образовательных учреждений с западными университетами, — сказал Мартынов. — Мы видим, что либералам, пускай и совсем уж системным, не осталось места в системе, призванной воспитывать новых граждан, чиновников, новую прислугу для той авторитарной системы, того госкапитализма, который сейчас создан в России». 

По мнению Мартынова, во власти есть много людей, которые бы предпочли, чтобы ВШЭ не было. Кузьминов же искал, как без потерь для себя и своей семьи выйти из управления университетом, который постоянно лично для него генерировал риски. Сценарий, найденный в итоге, оказался, по словам Мартынова, весьма элегантным. «Он занял почетное место Евгения Ясина на посту научного руководителя. Это уважаемая позиция, на которой Кузьминов ничем не рискует, но сохраняет какую-то позицию в российской образовательной системе», — сказал собеседник «МБХ медиа». 

Ярослав Кузьминов занимал пост ректора ВШЭ с осени 1992 года. Он был самым молодым ректором государственного университета в России. К концу нулевых весьма компактный и исключительно экономический» вуз стал крупнейшим в стране центром социального знания и общественных наук. А к середине нулевых и главным гуманитарным центром, приняв в свои ряды бежавших и разрушенного и уничтоженного Ефимом Пивоваром РГГУ всех лучших преподавателей. Сложилась парадоксальная ситуация: лучший в стране философский факультет оказался создан при школе экономики. Среди профессоров ВШЭ оказались почти все значимые специалисты в указанных областях. Именно их после первых нападок патриотов и взялся зачищать Кузьминов.

При Кузьминове «вышка» стала не только одним из самых сильных учреждений высшего образования в мире, но и прославилась чередой скандалов. Так, в 2018 году вуз покинула создатель «Transparency International — Россия» Елена Панфилова. В ВШЭ она проработала 10 лет и создала там лабораторию антикоррупционной политики. Панфилова рассказывала, что причиной увольнения стала «нервозность руководства университета». Например, Панфиловой звонили из руководства и высказывали возмущение тем, что ее лаборатория готовит расследование под главу МВД Владимира Колокольцева и на тот момент вице-мэра Марата Хуснуллина. Спустя год ВШЭ лишила статуса студенческий журнал DOXA. Поводом к этому послужил текст о ректоре РГСУ Наталье Починок, в котором руководство вуза увидело нанесение репутационного ущерба. Материал, как заявил советник ректора ВШЭ Олег Солодухин, «не соответствовал требованиям <…> ВШЭ, в том числе принципам доказательного исследования».

В начале 2020 года ВШЭ внесла поправки в правила внутреннего распорядка для студентов, а спустя полгода ввела кодекс этики для педагогического состава. Студентам вуза запретили заниматься политической деятельностью в его стенах, а сотрудникам — публично говорить о проблемах университета и использовать «выражения, которые нацелены на разжигание конфликта, возбуждение ненависти, неприязни или обиды в обществе» не только в публичных выступления, но и в личных соцсетях. Репутация самого либерального вуза России, где несколькими годами ранее ректор дебатировал с Алексеем Навальным, тогда сильно пошатнулась. 

Летом 2020-го из ВШЭ были уволены сразу 28 преподавателей. Увольнения сопровождались протестами студентов, открытыми письмами в поддержку уволенных, а также публичным обсуждением ситуации в СМИ. К концу лета ВШЭ отчислила сразу после зачисления в магистратуру фигуранта «московского дела» Егора Жукова. В самом вузе это объяснили тем, что программа, на которую поступал Жуков, была закрыта. В 2021 году вуз уволил преподавателя Анну Велликок после того, как она была арестована на 14 суток за твит об акции сторонников Навального. Ректор Ярослав Кузьминов тогда заявил, что политических мотивов в увольнении искать не следует, ведь Велликок из-за ареста, просто не смогла выполнять условия своего договора с ВШЭ. «Университет не может платить дважды за одну работу, это нарушение закона», — сказал Кузьминов, но в то же время заверил, что студентов вуза, получивших штрафы и иные наказания за участие в акциях, ВШЭ наказывать не собирается. 

По мнению Кирилла Мартынова, ВШЭ ждут перемены и продолжение чисток, только теперь под ударом могут оказаться не только публичные преподаватели, но и руководители программ, подразделений, которые старались принципиально не высовываться и не ввязываться в актуальную общественную дискуссию. Все они теперь находятся в зоне риска и прекрасно это чувствуют, считает Мартынов. 

«Я думаю, что в течение последних лет шли очень интенсивные непубличные переговоры о том, что будет с университетом дальше. В какой-то момент Кузьминов и его окружение сделали ставку на то, чтобы сохранить университет, понимая под этим здание, бюджет, студентов и лояльных преподавателей, при этом уволив часть сотрудников. Со временем его позиции как субъекта переговоров слабели. Тогда принимать решение стали совсем другие люди: не на Мясницкой, а на Лубянской площади. В том числе решения о судьбе и развитии больших образовательных проектов», — сказал Кирилл Мартынов. 

Уход с поста ректора для Кузьминова связан и с нежеланием дальше нести ответственность за происходящее, считает бывший сотрудник ВШЭ. Сам Ярослав Кузьминов на вопросы «МБХ медиа» не ответил.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.