Самая большая студия звукозаписи в Европе и уникальное звукозаписывающее оборудование вывезены из здания, которое ГДРЗ занимал с 1938 года. Теперь там будет располагаться издательство «Известия».
Здание на Малой Никитской, где находился Дом звукозаписи, с начала 90-х годов принадлежало ВГТРК. В нем до последнего времени располагались пять студий для записи музыки, а также студии для записи больших проектов телеканала, симфонических оркестров и хоров и офисные помещения. О возможном выселении узнали еще весной 2018 года. Тогда же была создана петиция с просьбой не выселять Дом звукозаписи, а передать помещения организации, связанной хоть как-то с музыкальной сферой, чтобы студиями было проще пользоваться. Петицию подписали почти 60 тысяч человек. Письма президенту Путину, вице-премьеру Ольге Голодец, министру культуры Владимиру Мединскому, главе комитета по культуре Госдумы Елене Ямпольской о сохранении ГДЗР направлял Союз Композиторов. «У нашей музыкальной культуры отнимают возможность делать записи в помещениях с уникальнейшей акустикой, которые были построены специально для этого. Все, что там было записано, сделано — а это огромные фонды, — многократно издано «Фирмой Мелодия» и пользуется колоссальным спросом во всем мире, составляет славу нашей музыкальной культуры», — говорил тогда глава Союза, композитор Алексей Рыбников.
«Нужна государственная политика, которой у нас нет»
«К августу начали выезжать окончательно все кабинеты ВГТРК “Культура». В течение осени вывозилось все оборудование. На данный момент вывезено почти все, кроме самого большого (оборудования), остались только микшерные пульты» — рассказал нам звукорежиссер Анатолий Вейценфельд, автор петиции за спасение Дома звукозаписи. — Уникальное оборудование вывезено куда-то на склад. А некоторым из этих образцов только в музее и место, это единичные вещи. Что-то просто вывозится на свалки».
Альтернативы этим студиям звукозаписи нет не только в России: «Восстановить все это просто невозможно. Это же уникальный проект, его специально делали американские и голландские специалисты. Кроме того, это же огромные деньги, которые не окупятся, потому что оперы и симфонические концерты себя не окупают. Нужна государственная политика, которой у нас нет», — говорит звукорежиссер.
Телеканал и радио «Культура» переехали в новое здание на Шаболовке, но создать там студии невозможно хотя бы потому, что сами помещения там намного меньше.
Кому-то из музыкантов, по словам Вейценфельда, иногда удается «тайком просочиться и сделать запись на портативную технику». Пропуска, которые выдавались ВГТРК «Культура», аннулированы и проходить можно, только договорившись с охраной или сделав разовый запрос: «К некоторых там лежат незаконченные записи, а охрана их не пускает».
Звукорежиссер рассказывает, что пока ВГТРК арендует две или три студии для репетиций оркестров Юрия Башмета и Владимира Федосеева, но сколько это продлится, неизвестно. «И это просто репетиционная база, это все равно, что на стадионе «Лужники» матчи не проводить, а использовать его только для тренировок».
Дом звукозаписи — в аренду
По словам Вейценфельда, коллектив звукорежиссеров предлагал властям разные варианты сотрудничества, предлагал объединиться музыкальным театрам Москвы и совместно использовать ГДРЗ для записи репертуара, но все оказалось бесполезным.
«Мы делали предложения нашим крупным музыкантам и культурным деятелям как-то поддержать нас, но все отстранились. Возможно побоялись, что за такое может что-то последовать. Все, когда слышат «Администрация Президента», предпочитают не высказываться», — говорит звукорежиссер.
Публично из крупных деятелей культуры за сохранение Дома звукозаписи выступали только Юрий Башмет и Денис Мацуев.
Издательство «Известия», въехавшее в здание, входит в Управление делами Президента РФ. На сайте компании говорится, что она предоставляет полиграфические услуги Аппарату Правительства и Президента Российской федерации, а в «почетном списке постоянных заказчиков известинской продукции – Аппарат Государственной Думы ФС РФ, МИД России и другие государственные органы и учреждения, а также коммерческие предприятия».
«Типографские станки там не разместишь, так что, скорее всего, офисную часть здания сдадут в аренду каким-нибудь компаниям. — предполагает Вейценфельд, — Говорят, что уже приходили какие-то люди, смотрели, какие этажи лучше».
На сайте издательского дома действительно есть раздел «объекты для аренды», но дом на Малой Никольской там пока не появился.