TikTok в России набирает популярность — и все чаще появляются административные и уголовные дела за публикации в этой соцсети. Даже первый приговор по уголовному делу о фейках про COVID-19 был вынесен за видео в TikTok. «МБХ медиа» разбиралось, что означает рост числа подобных дел, стоит ли ждать, что китайская соцсеть будет сотрудничать с российскими властями, и можно ли обезопасить себя от привлечения к ответственности за видео на популярной платформе.
TikTok в России уже не безобидная соцсеть с веселыми танцами для подростков. За видео здесь можно вылететь из университета, оказаться под угрозой увольнения, получить штраф и даже стать фигурантом уголовного дела. Основания для заведения дел уже привычные для россиян: оскорбление власти, агитация против действующей власти, пропаганда наркотиков, оскорбление чувств верующих и даже распространение фейков о коронавирусе.
Например, в октябре 2020 года на 50 тысяч рублей оштрафовали жительницу Барнаула Марию Пономаренко. По мнению суда, она оскорбила действующую власть, записав ролик в TikTok «Путина в отставку! Хабаровск, я с вами!», в котором нецензурно высказалась о президенте страны. Это не первый ролик в соцсети в поддержку протестных акций в Хабаровске. В августе за подобное видео суд оштрафовал девушку из Екатеринбурга: ее посчитали виновной по ч. 2 ст. 20.2 КоАП («Организация несанкционированного митинга») и обязали выплатить штраф.
Штрафуют и за другие ролики: например, за пропаганду наркотиков. Стать фигурантами дел могут даже подростки (которых в TikTok очень много, около 40% аудитории приложения). В Чите уголовное дело возбудили против юноши, прикурившего сигарету от свечи в храме — об оскорблении чувств верующих. Подросток уже извинился, сказав, что не подозревал об уголовной ответственности за это: «Я хочу повторить, что не хотел никого оскорбить, это было сделано по глупости и незнанию, — написал он у себя в инстаграме. — Никакого смысла или злого умысла в моем поступке нет и не было. Дело в том, что у меня нет религиозного образования и даже никаких представлений об этом не было. Тем более, я не подумал о чувствах верующих». Бывали и другие случаи: например, подростки танцевали на фоне монумента с Вечным огнем, а потом попадали на учет в полиции.
Вердикт по уголовному делу о фейках про коронавирус получен не за публикации во «ВКонтакте» или Facebook, а именно в Tiktok: в мае суд в Москве вынес первый такой приговор. Причиной стало видео жительницы столицы Екатерины Храпченковой, где она рассказывала, что российские поставщики продают китайские маски, якобы поступившие в страну в качестве гуманитарной помощи. За эту публикацию москвичка получила 250 часов обязательных работ.
Рост количества административных и уголовных дел в отношении пользователей TikTok глава юридической практики «Роскомсвободы» Саркис Дарбинян объясняет так: «Чем большую популярность приобретает платформа, тем больше она привлекает пользователей, в том числе политически активных. Поэтому все закономерно. То количество дел, которые возбуждались в отношении активности на других платформах, теперь размазывается на всех», — говорит Дарбинян.
Будет ли TikTok помогать правоохранительным органам?
Количество дел за публикации в TikTok будет расти, и непонятно, это просто потому, что все больше людей пользуются соцсетями (и увеличится количество заявлений на контент других), или TikTok начнет активно сотрудничать с российскими властями, сам отслеживая потенциально незаконный контент.
Саркис Дарбинян считает, что такое развитие событий очень вероятно.
«Давайте не питать иллюзий и понимать, что TikTok это приложение родом из Китая. А в Китае все-таки совсем другая культура взаимоотношений между государством и частными компаниями, и нет никаких сомнений, что компания с властями на территории Китая активно сотрудничает, — говорит Дарбинян. — Поэтому я не исключаю, что TikTok также будет сливать данные пользователей по первым требованиям российских полицейских и правоохранителей, как это делает сейчас “Вконтакте”. Я думаю, здесь не стоит ожидать такого же подхода, как у американских компаний, которые выдают данные только по решению суда и по месту нахождения компании. Чтобы заставить Google или Facebook раскрыть источники, необходимо инициировать получение судебного ордера в США. В отношении российских компаний этого не требуется. Возможно, что TikTok просто переймет эту политику у “Вконтакте” и будет предоставлять любые данные, при этом не рассказывая пользовательской аудитории, как она с ними обращается».
А какие у приложения для этого возможности?
За TikTok действительно уже закрепилась дурная слава в отношении личных данных пользователей. Это приложение часто называют китайским шпионом: судя по анализу хакеров-любителей и некоторых официальных исследований, оно собирает очень много информации. На портале Reddit один из пользователей тщательно изучил приложение и заявил, что оно собирает большой массив личных данных — настоящие имена, адреса, пароли, информацию о других приложениях, об интернет-активности, местонахождение.
В официальных исследованиях к TikTok тоже много претензий: например, в исследовании специалистов по интернет-безопасности Талала Хаджа Бакри и Томми Миска приложение попало в список тех, кто отслеживает конфиденциальные данные пользователей в Pasteboard — механизме, используемом в IOS для обмена информацией между приложениями. Туда могут попадать пароли, кредитки и даже обычные сообщения через буфер обмена. После публикации исследования TikTok заявил, что устранил проблему. Но позже, в исследовании компании Arstechnica выяснилось, что приложение продолжает собирать подобные данные, а еще через Apple ID может иметь доступ к информации, хранящейся не только на IPhone, но и на других устройствах Apple (включая компьютеры).
Вместе с серьезной, в том числе ручной модерацией, через которую проходят ролики в TikTok, приложение может действительно стать мощным инструментом, если будет активно сотрудничать с российскими властями. В расследовании Baza сотрудник российского отдела модерации анонимно рассказал, что в этом подразделении больше всего людей — порядка двадцати. И у них даже есть особые правила, что можно допускать в «рекомендации» (общую ленту, с широким охватом пользователей, а не только подписанных на пользователя) в России: «В жестком стоп-листе у нас Кавказ и конкретно то, что можно трактовать как сепаратизм. Например, ролик с хештегом “Кавказ — сила!” или “Ахмат — сила!”, снятый условным бородатым молодым человеком, редко перешагнет отметку в 100–300 просмотров. Такое видео не обязательно забанят, но просто оно ничего особо не наберет. Китайцы также настороженно относятся к исламской тематике и ее восхвалению. У них там есть проблема с сепаратизмом. Нельзя шутить над Владимиром Путиным, и вообще политика не приветствуется».
В приложении есть и официальные запреты: курение, употребление наркотических веществ. Но чаще ограничения на контент «неформальные» — о них в правилах сообщества не написано: «Временные ограничения введены на контент, связанный с предстоящим Днем Победы (интервью Baza взято перед 9 мая 2020 года — прим. «МБХ медиа»). Пользователи из Украины не будут его видеть вообще, чтобы не разжигать срач. Для незарегистрированных пользователей TikTok в рекомендации будут попадать только няшные ролики, связанные с 9 Мая. Это еще для того, чтобы в РКН до нас не *** (докопались). Что касается общемировых тенденций по модерации — сейчас банятся видео с темами про третью мировую войну», — говорит Максим.
В российском представительстве TikTok наличие стоп-листов комментируют так: «Безопасность и благополучие пользователей — наш абсолютный приоритет. Нашими правилами сообщества запрещено размещение небезопасного контента».
Еще в 2019 году TikTok пообещал сотрудничать с властями России. Это произошло после того, как Роскомнадзор захотел проверить приложение на наличие и распространение в нем порнографии (результаты проверки не известны). А уже в сентябре этого года TikTok удалил по требованию властей РФ 250 роликов. Директор TikTok по связям с государственной властью в Европе Тэо Бертрам по этому поводу высказался «неудачно» — сказал, что Россия «имеет репутацию страны, дискриминирующей ЛГБТ-комьюнити» и добавил, что «российский закон ужасен», не уточнив, какой именно. Одновременно в российском сегменте TikTok ходили слухи, что приложение блокирует ЛГБТ-контент. В российском представительстве компании заявили, что удаленные ролики с ЛГБТ никак связаны не были.
Как могут завести дело, если это не «Вконтакте» и не Facebook?
TikTok не требует регистрации с номером телефона (в отличие от, например, «Вконтакте» или Facebook) — а значит, напрямую не связан с его владельцем, — и это могло бы усложнить заведение дел за публикации в этой соцсети. Но, как считают эксперты, на самом деле не усложняет.
«Одно дело закон, а другое дело практика, которая уже сложилась по применению этого закона, — объясняет координатор “Правозащиты Открытки” Алексей Прянишников. — А практика сложилась такая, что по крайней мере по делам об административных нарушениях правоохранительные органы вообще не заморачиваются всеми этими доказательствами — идентификацией страниц с личностью того или иного лица, которое хотят привлечь к административной ответственности».
Для того, чтобы привлечь человека, обычно нужно доказывать связь между ним, страницей, на которой была сделана публикация, и самой публикацией. Но по словам Прянишникова, правоохранительные органы в России этим часто пренебрегают:
«Для них все обычно просто: допустим, Иван Иванов разместил какую-то публикацию. На странице его имя и фотография, на публикации тоже он. Этого нашим правоохранительным органам достаточно, чтобы возбуждать дела, а судам — чтобы их штамповать. Никому нет дела до подтверждения принадлежности страниц, были ли направлены запросы в социальную сеть, были ли получены ответы, какой был IP-адрес и принадлежал ли он привлекаемому лицу».
Осмотр страницы в интернете — это разновидность оперативно-розыскного мероприятия, и, по словам Прянишникова, оно чаще всего проходит с процессуальными нарушениями. «Например, есть перечень органов, которые имеют право осматривать страницу. Нам очень часто попадают дела, где страницу осматривала прокуратура. Хотя согласно закону об оперативно-розыскной деятельности прокуратура в перечень этих органов даже не включена», — говорит Прянишников.
То же самое происходит с описанием места правонарушения: сотрудники правоохранительных органов просто пишут, что человек находился в момент публикации дома. Хотя это тоже может не соответствовать действительности. Суды отсутствие доказательств чаще всего не смущает.
«На одном из судебных разбирательств мы задали вопрос прокурору: а вот если мы создадим страницу с генпрокурором Чайкой, возьмем его имя и фамилию, и используем его фотографию, это будет считаться, что сам генпрокурор разместил незаконную информацию у себя на странице? На что нам удивленно ответили: “Ну, это совсем другое дело!”».
По словам Прянишникова, в основном такое невнимание к доказательствам распространено среди административных правонарушений. Но в последнее время правозащитники отмечают, что эта практика переходит и в уголовное делопроизводство.
Как себя обезопасить?
Саркис Дарбинян в первую очередь советует: если на вас хотят завести дело о публикации, никогда без адвоката не признавайтесь, что страница ваша.
«В большинстве дел, которые мы анализировали, пользователи сами признаются, что это их аккаунты, — говорит Дарбинян. — И дальше они пытаются разъяснить силовикам, что имели в виду совсем не то, что использовали какие-то картинки и слова в другом контексте, но это уже никто не слушает. Если ты признал, что соцсеть твоя и ты ее вел, на 90% дело будет возбуждено и будет либо приговор, либо постановление о привлечении к административной ответственности».
Если не признаваться, что аккаунт ваш, то силовикам все-таки по идее надо истребовать дополнительные доказательства принадлежности аккаунта, что еще больше усложняется, если компания иностранная.
«Пока непонятно, насколько TikTok готов с российским МВД, СК и ФСБ взаимодействовать по такого рода делам, поэтому не стоит торопиться брать на себя ответственность за размещение постов», — говорит Дарбинян.
В отношении самого контента Дарбинян советует следить за трендами: единого списка запрещенной информации и той, за которую могут привлечь к ответственности, нет. Практика развивается непредсказуемо, иногда незаконным может быть признан неожиданный контент.
«И здесь, наверное, просто лучше избегать размещения от собственного имени какого-то токсичного контента, по которому уже есть понимание, что проблемы могут возникнуть: это любые вопросы, связанные с Крымом, с ЛГБТ, с религией — или COVID-19, вот последнее. Когда такой контент может привлечь внимание и стать поводом для возбуждения дела. Если размещать, то с анонимных аккаунтов, которые зарегистрированы не на симкарты владельцев. Какие-то принимать элементарные меры безопасности и сокрытия цифровых следов, если хочется на эти темы откровенно говорить и себя не цензурировать», — советует Дарбинян.