Минпросвещения одобрило идею Общественной палаты (ОП), которая предложила включить курс по кибербезопасности в школьную программу уроков ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности). По планам ведомства, после прохождения курса ученики смогут приводить примеры информационных и компьютерных рисков и угроз, различать и предотвращать их. Вести курсы будут учителя ОБЖ, но тут возникает вопрос об их компетентности — часто ученики знают о кибербезопасности и правилах поведения в сети больше, чем преподаватели.
Мы разбирались, кто будет рассказывать детям о кибербезопасности, как это собираются реализовать и нужны ли такие уроки вообще.
В Минпросвещения уже начали разрабатывать курс по киберзащите, которым дополнят уроки ОБЖ. Школьные программы обновят после утверждения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
С идеей введения курса в министерство обратилась комиссия Общественной палаты по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей. Там считают, что главные опасности для детей в интернете — кибербуллинг, мошенники и педофилы. Глава комиссии ОП Елена Сутормина рассказала «МБХ медиа», что они обращались с этой инициативной напрямую к министру просвещения Ольге Васильевой.
Учителя ОБЖ и медийные личности
По словам Елены Суторминой, в комиссии ОП предлагали Минпросвещения выделить основы кибербезопасности в отдельный курс, но в ведомстве сочли уместным включить его в ОБЖ. «Мы считаем, это и так уже большой прогресс», — рассказала глава комиссии.
Член Совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», учитель истории и ОБЖ Дмитрий Казаков в разговоре с «МБХ медиа» сказал, что сама по себе идея введения подобных курсов неплохая, но есть вопросы к ее реализации. Казаков считает, что в школе тяжело найти специалиста, который что-то знает о кибербуллинге и безопасности в сети. Он опасается, что заведомо хорошая инициатива может привести лишь к формальным действиям и ограничиться только включением в стандарты, школьную программу и классные журналы.
Сутормина считает, что учителям необходимо будет пройти курсы повышения квалификации с формой отчетности. Еще, по ее мнению, можно ввести практику, когда ученикам разных школ лекцию читают медийные личности.
По мнению Дмитрия Казакова и курсы повышения квалификации для учителей могут стать формальностью, тем более если они проходят в дистанционной форме. «Вообще у нас к обучению, подготовке и переподготовке существует формальный подход. Например, освещать такую сложную тему как кибербуллинг должен хороший специалист по психологии, который разбирается также и в техническом вопросе. И я не думаю, что какие-то курсы в 72 часа помогут разобраться в этой теме», — рассказал член Совета профсоюза «Учитель». Казаков говорит, что нагрузка на учителей и так достаточно высокая, а дополнительное обучение только усугубит ситуацию.
Елена Сутормина надеется, что стандарты утвердят в скором времени и кибербезопасность начнут проходить в школах. Дмитрий Казаков считает, что ввести этот курс уже с начала следующего учебного года будет сложно — еще не готовы методики, не выделены ресурсы.
Зачем школьникам кибербезопасность
Елена Сутормина настаивает на необходимости нововведения: «Есть и травля в интернете, и случаи педофилии, вовлечения в экстремистские, деструктивные группы. Школьники выкладывают о себе очень много информации, вплоть до геолокации, а также снимки из дома, чем могут воспользоваться мошенники. Поэтому очень важно прямо с начальных классов прививать навыки кибербезопасности». По ее мнению, в большей степени кибербуллинг процветает на YouTube и в анонимных пабликах во «ВКонтакте» типа «Подслушано».
Заслуженный профессор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина рассказала, что согласно результатам международного исследования качества образования PISA, Россия входит в топ-10 стран с самым высоким уровнем кибербуллинга среди школьников.
По данным комиссии ОП, с января по декабрь 2019 года зафиксированы 638 эпизодов кибербуллинга, которые получили широкую огласку. Кроме этого, считают специалисты, в российском сегменте интернета появляется все больше видеороликов, на которых одни подростки унижают или избивают других. С января по сентябрь 2019-го комиссия обнаружила 105 подобных эпизодов — в три раза больше, чем за аналогичный период 2018 года.
В кибербуллинге, по мнению Суторминой, участвует много пассивных пользователей, которые наблюдают, не вмешиваясь, поэтому в ходе курса детям важно прививать не только практические навыки, но и сочувствие. «Существует травля, градус агрессии большой и нужно его снижать», — указывает она.
Глава комиссии ОП также считает, что и взрослые часто неграмотно с точки зрения безопасности ведут соцсети, и дети, следуя их примеру, становятся жертвами киберпреступников.