Врачи клиники Charite, где в коме лежит политик Алексей Навальный, заявили, что он был отравлен веществом из группы «Новичок» – в 2018 году веществом из этой же группы отравили Сергея и Юлию Скрипалей. «МБХ медиа» поговорили с Исмаилом Эфендиевым, членом Европейской Ассоциации Токсикологических Центров и Клинических токсикологов о том, что это за вещество, как оно могло попасть в организм Навального и какими могут быть последствия такого отравления.
— Немецкие врачи сообщили, что Навального отравили веществом из группы «Новичок». Какие последствия для здоровья могут быть после отравления этим веществом? Врачи немецкой клиники говорят, что угрозы жизни нет, но он по-прежнему на ИВЛ.
— Все эти вещества боевого действия обладают одной нехорошей особенностью – они длительно и даже необратимо ингибируют активность фермента холинэстеразы, в результате чего происходят глубокие нарушения гомеостаза в организме на все три основные его составляющие – иммунную, эндокринную и нервную системы. Поскольку вещество относится к группе нервно-паралитических веществ, основные осложнения будут именно со стороны нервной системы.
Основное предназначение этого вещества – убивать. Действие вещества очень длительное, а иногда и необратимое. Поэтому до тех пор, пока человек не сможет самостоятельно нормально дышать и обеспечивать своим дыханием потребности организма в кислороде, его лучше держать на ИВЛ. Даже если этих больных отключаешь от аппарата, они очень быстро устают дышать самостоятельно, и их приходится опять переводить на искусственную вентиляцию. Это абсолютно правильная тактика немецких врачей. Кислородная терапия и ИВЛ поддерживают состояние и поддерживают неработающие дыхательные мышцы.
— Завтра две недели, как Алексей находится в коме. С чем может быть связано такое длительное пребывание в ней?
— Скорее всего, кома, в которой находится Навальный, искусственная, то есть медикаментозная. Это нужно для того, чтобы не произошло чрезмерное перевозбуждение нервной системы, не начались судороги. А еще если человек на ИВЛ, чтобы синхронизировать его с этим аппаратом, лучше держать его под седацией в искусственной коме. Это помогает быстрее организму восстановить силы.
— Скрипали, которых тоже отравили «Новичком», находились в коме гораздо дольше. С чем это может быть связано?
— Все зависит от конкретного вещества, от его дозы, от начала симптомов отравления до начала адекватного лечения. Симптомы отравления у Алексея начали развиваться уже на борту самолета, когда он набрал высоту. Скорее всего, вещество было каким-то образом внесено ему в организм даже не с той чашкой чая, которая предположительно содержала «Новичок». По моему мнению, если бы он выпил тот чай с «Новичком», он бы просто не дошел до посадки. Скорее всего, отравление произошло или во время посадки, или даже, возможно, на борту самолета. Как это произошло, мы не знаем, но учитывая, что вещество крайне токсичное и достаточно миллиграмма, чтобы ввести человека в такое состояние, это могла быть и ватная палочка, смоченная веществом, или какая-нибудь микроигла, на кончике которой находилось вещество.
После того как симптомы отравления начались, пилот принял правильное решение посадить самолет и тем самым спас Алексею жизнь, а врачи скорой помощи быстро доставили его в больницу. Дальше мы не совсем знаем, как и в каком объеме была оказана помощь, но мы знаем, что вводился атропин. Но потом предполагались и другие диагнозы.
— Как действуют вещества из группы «Новичок»?
— Эта группа относится к веществам фосфорорганического ряда, которые применяются и в качестве лекарств, и в качестве средств бытовой химии, и в качестве химического оружия – то есть боевых отравляющих веществ. В группу боевых отравляющих веществ входят всем известные токсиканты, например газы зарин, зоман, табун. «Новичок» – это более поздняя разработка, и отличается от предыдущих своими физико-химическими свойствами. Но механизм действия у них одинаковый: вещество подавляет действие элемента холиэнестеразы, и в нервных синапсах накапливается ацетилхолин и происходит холинергический криз.
Это сопровождается следующими симптомами: резко сужающиеся зрачки, начинается слюнотечение, замедление сердечных сокращений – то есть пульса, через некоторое время человек может потерять сознание, у него наступает паралич дыхательных мышц и смерть.
— Как лечат пациентов, отравленных таким веществом? И излечиваются ли последствия отравления полностью?
— Я думаю, в клинике Charite ведут этого больного согласно общепринятым европейским протоколам лечения таких пациентов. О последствиях говорить рано. Но Алексей — молодой человек, у него достаточно крепкий организм, и будем надеяться, что он восстановится. Но, возможно, потребуется несколько месяцев, чтобы человек полностью пришел в себя.
— После такого отравления может вообще человек остаться трудоспособным?
— Пока об этом сложно говорить. Мы не знаем, насколько у него серьезно поражена нервная система и насколько серьезными будут последствия. Здесь могут быть разные варианты, в том числе и частичная потеря трудоспособности.
— Можно ли рассчитать дозировку этого препарата так, чтобы не убить человека, а только вывести его из строя? Как, по-вашему, это случайность или расчет?
— Учитывая, что такое вещество не дают человеку как таблетки, а само вещество крайне токсичное, то правильно подобрать дозу здесь очень и очень сложно. Здесь речь идет не о граммах или миллиграммах. Даже меньше, чем миллиграмма, достаточно, чтобы человека убить.
Такие вещества не применяют для того, чтобы вывести человека из строя. То, что он не умер – это счастливая случайность. Это боевое отравляющее вещество, и его функция – убивать. Спасение Алексея – случайное совпадение факторов: быстрой посадки, доставка скорой помощью, введение атропина. И большая заслуга немецких врачей, которые вывели его из этого состояния.