На этой неделе сотрудник нашей редакции столкнулся с проблемой: несмотря на предварительную запись в стрелковый клуб, он не смог туда попасть — для стрельбы из огнестрельного оружия клуб потребовал принести с собой справку об отсутствии судимости, разрешение на оружие и медицинскую справку формы 002, которая нужна для покупки оружия. При этом раньше таких справок не требовалось — только предварительная запись и обычный паспорт. Мы разобрались, с чем связано такое изменение правил и правда ли, что теперь в тир нельзя попасть без разрешения на оружие.
Какие документы оказались нужны и как их оформить?
Подземный стрелковый клуб «Лабиринт» на Кутузовском проспекте — один из самых больших и известных в Москве. В нем можно пострелять из пневматического оружия, арбалетов и луков, однако нас интересовало именно огнестрельное оружие. В клубе нам ответили, что новые правила действуют с середины февраля. Подготовка необходимых документов займет около месяца: столько занимает получение справки об отсутствии судимости через портал госуслуг. Затем нужно записаться на медкомиссию для справки формы 002. Москвичи с постоянной регистрацией могут пройти всю медкомиссию в одной поликлинике, остальным придется отдельно посетить психиатра и офтальмолога, а также сдать тест на наркотики в наркологическом диспансере.
При этом в другом стрелковом клубе «Объект» (это крупнейший крытый стрелковый комплекс в мире) никаких справок для стрельбы из огнестрельного оружия не попросили — только общегражданский паспорт. Мы проверили еще несколько тиров, в некоторых из них справки при посещении просят, а в других — нет.
Юридическая справка
«Лабиринт» сослался на Постановление Правительства РФ №573 от 12.05.2018 — оно вносит изменение в другое Постановление Правительства РФ №814 от 21.07.1998 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации». В частности, оно уточняет, кому можно передавать оружие и патроны, и клубы по-разному трактуют именно эту часть.
В старой редакции Постановления был подпункт «ж.4», согласно которому спортивные и образовательные стрелковые организации могут передавать посетителям огнестрельное оружие для учебных и тренировочных стрельб. В новой же редакции этот пункт звучит так: «гражданам РФ, имеющим разрешения на хранение, хранение и ношение или хранение и использование оружия…». Однако в новой редакции добавился еще один подпункт, «ж.6»: «гражданам РФ и иностранным гражданам — спортивными и образовательными организациями на стрелковых объектах, <…> а также на территориях, специально подготовленных <…> для участия в спортивных мероприятиях и учебных занятиях».
Говоря простым языком, раньше в Постановлении был один пункт, который регулировал это, а теперь два дублирующих друг друга — при этом в одном написано, что разрешение нужно, а в другом ни слова о разрешении нет.
На какой пункт в итоге ориентироваться?
Путаница с разрешениями для стрельбы в тирах связана как раз с тем, что пункты дублируют друг друга. По словам Алексея Овсиенко, стрелка и члена федерального комитета Либертарианской партии России, клубы, которые требуют дополнительные справки, не знают, как трактовать Постановление, и осторожничают. «Это типичная черта нашего оружейного законодательства, которое ставит в тупик людей, которые должны его исполнять», — рассказал нам Овсиенко.
По мнению Алексея, в ближайшее время Росгвардия (именно она занимается лицензированием спортивных объектов и вопросами обращения с оружием) выпустит пояснения насчет новых правил — и скорее всего, как и раньше, никаких разрешений на оружие для посещения тиров требоваться не будет. Ведь получение разрешения на оружие и даже справки об отсутствии судимости — затратный процесс и по деньгам, и по усилиям, и далеко не каждый будет оформлять документы для похода в тир. А значит, тиры и стрелковые центры будут сильно терять в прибыли, и целый сегмент бизнеса может пострадать и просто исчезнуть, а с ним — и несколько видов спорта.
С чем связаны эти изменения?
Передача оружия законодательно запрещена в России. Согласно разъяснениям, «передача» означает передачу для пользования и хранения. При этом эта норма не работает: например, на спортивных объектах оружие передают, дают друг другу в руки — и такие действия находятся в серой зоне: понятно, что запретить такую «передачу» невозможно. Поэтому давно существует запрос на подробное разъяснение этой нормы: кому, как и когда можно передавать оружие. По словам Алексея Овсиенко, скорее всего, это постановление — попытка уточнить эту норму, пусть и не очень удачная.
Кроме того, в октябре 2018 года, после стрельбы в колледже в Керчи Владимир Путин поручил Росгвардии разработать поправки к оружейному законодательству, которые бы ужесточили правила продажи и хранения оружия. Изменения, внесенные в закон «Об оружии» и правила оборота и хранения гражданского оружия, вступили в силу в конце января 2019 года. Теперь владельцы оружия должны хранить в домашних сейфах не только оружие и патроны к нему, но и капсюли и порох. Также капсюли и порох теперь нельзя продавать людям, у которых нет разрешения на оружие — это должно предотвратить изготовление патронов в домашних условиях.