О том, что Общественный совет при Министерстве культуры собрался обсудить репертуарную политику театров на предмет ее соответствия «Стратегии национальной безопасности», подписанной президентом в начале июля, почти все федеральные СМИ сообщили еще в понедельник. Поводом к «обсуждению» стало обращение в орган неких граждан. «МБХ медиа» узнали имя одного из инициаторов и подробности: когда именно состоится и что именно будут обсуждать эксперты, привлеченные Советом.
Известие об инициативе появилось на фоне тревожных для российского театрального сообщества новостей: в конце июня связанная с одиозным общественником Антоном Цветковым организация «Офицеры России», известная скандалом вокруг центра им. Братьев Люмьер, подала жалобу в Генпрокуратуру на спектакль «Первый хлеб», идущий на сцене «Современника».
В итоге один из самых респектабельных и знаменитых московских театров, год назад его возглавил заслуженный и популярный режиссер, бывший директор Центра Мейерхольда Виктор Рыжаков, был вынужден изменить текст пьесы. А именно монолог героини Лии Ахеджаковой, обвиненный в «оскорблении ветеранов».
Решению театрального руководства предшествовали не только жалобы соратников Цветкова силовикам, за которыми последовал вполне реальное распоряжение главы СК Бастрыкина «проверить» спектакль, но и визит к зданию театра активистов прокремлевского движения SERB под управлением бежавшего из Украины после начала донецкой войны бывшего актера Гоши Тарасевича.
Ранее эта организация не раз устраивала устраивала нападения на оппозиционных политиков и активистов, каждый раз оставаясь безнаказанной. В этот раз акция — «патриотов» обошлась без погромов, но заявление Общественного совета при Минкульте прозвучало именно в ее контексте.
От Толстого до Лермонтова
На вопрос, каким образом Общественный совет при Министерстве культуры собирается проверять спектакли на наличие угроз национальной безопасности, глава совета Михаил Юрьевич Лермонтов, полный тезка и дальний родственник поэта, уверяет, что никакого отсмотра спектаклей или чтения пьес членами совета не предвидится.
«Форма общественной проверки, которую мы предполагаем использовать — это общественные слушания. На них будут приглашены заявители: те, кто отправил заявку на наш сайт, и те, кто будут приглашены для обсуждения этого вопроса», — объясняет он.
«Мы не являемся специалистами, которые могут оценивать качество спектаклей, мы лишь реагируем на общественное мнение и выступаем площадкой для обсуждения данного вопроса с точки зрения стратегии нацбезопасности», — подчеркивает он, напоминая, что сам совет при Министерстве культуры, является в соответствии с 212-ФЗ «Об основах общественного контроля» субъектом такого контроля. «Наши полномочия прописаны в этом законе», — настаивает Лермонтов. Добавляя, что его коллеги и раньше устраивали подобные собрания, но они «просто не вызывали такого резонанса в СМИ».
Он подчеркнул, что инициатива не имеет отношения к активности «Офицеров России», а лишь совпала с ними по времени, но отказывается назвать фамилии людей приславших в совет запрос, утверждая, что это «закрытая информация».
Впрочем, фамилия одного из авторов идеи известна, это писатель и драматург, автор биографий Столыпина и Сталина Святослав Рыбас. В последнем выпуске «Литературной газеты» была издана его колонка, где была перечислена часть постановок, указывает Лермонтов в ответ на просьбу привести примеры спектаклей, нарушающих нацбезопасность.
Так, в список неблагонадежных попали: «Мушкетеры» Константина Богомолова, «Война и мир» в постановке английского режиссера Грэма Вика, многострадальный «Тангейзер» Тимофея Кулябина, «Анна Каренина» Джона Ноймайера и другие. Впрочем, слушания будут посвящены «общей ситуации», а не разбору полетов отдельных режиссеров, утверждает Лермонтов.
«Чуждые» ценности
На вопрос, каким образом спектакль может нарушать «национальную безопасность» (обычно под нацбезопасностью подразумеваются вопросы оборонного значения, или информация связанная с ВПК), Лермонтов предложил читателям «МБХ медиа» открыть утвержденную недавно Совбезом «Стратегию национальной безопасности» и обратить внимание на главу «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти».
В скандальном документе, вызвавшем сразу после своего появления насмешки, действительно существует такой раздел. Там говорится о необходимости борьбы с насаждением со стороны США и их союзников «чуждых» народам России идеалов и ценностей, которые, по мысли авторов доклада, подрывают обороноспособность страны в ее противостоянии с внешними врагами. И даже более того «разрушают фундамент культурного суверенитета».
Документ предлагает противодействовать с помощью патриотического воспитания «внешней идейно-ценностной экспансии» и использует такие экзотичные выражения как «информационно-психологические диверсии» — не уточняя, что имеется в виду.
Таким образом, как удастся общественному совету приложить эти идеи к театральным практикам — покажут сами грядущие слушания. Но результаты их будут носить строго «рекомендательный» и «консультативный» характер, подчеркивает Лермонтов. «Мы можем обратиться к министерству и высказать соображение, что нецелесообразно министерству финансировать такие-то и такие-то спектакли. Но принимать решение будет ведомство, а мы лишь общественный совет при нем», — говорит он.
Свобода и творчество
Сам автор идеи слушаний, вставший вместе с безымянными коллегами на защиту «традиционных» ценностей и решений Совбеза, Святослава Рыбас также готов успокоить взволнованную общественность. Он ссылается на все тот же документ, но настаивает, что задачей общественных слушаний, которые, по его словам, состоятся уже в двадцатых числах августа, и будет дать трактовку, по каким именно критериям произведения искусства, в том числе и спектакли, можно оценивать на соответствие стратегии безопасности.
«С одной стороны у нас есть свобода творчества, а с другой — есть документ, стратегия, подписанная президентом. Нужно собраться и понять, как это соотносится, какими принципами мы будем пользоваться. Примеры, которые не укладываются в формулы Путина, будут приводится. Но никого распинать мы не собираемся», — обещает он. И обещает пригласить на мероприятие прессу. Не только государственную, но и «либеральную».
Министр культуры Ольга Любимова в свою очередь уже успела дистанцироваться от планов совета при собственном ведомстве. Общественный совет не обсуждал с нею необходимость контроля репертуарной политики театров на соответствие стратегии национальной безопасности, цитируют ее слова РИА «Новости».
«В соответствии с законодательством Российской Федерации Минкультуры России не вправе вмешиваться в творческую деятельность учреждений культуры. Не стоит приписывать ведомству идеи и суждения отдельных членов общественного совета», — подчеркнула министр.