Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова поговорила с обозревателем «МБХ медиа» Зоей Световой о причинах освобождения журналиста-расследователя Ивана Голунова и об умении власти слышать общество. При этом Москалькова считает, что если люди выйдут на несанкционированную акцию в поддержку Голунова, полиция может отреагировать жестко, «как в Питере».
Разговор с уполномоченным по правам человека в РФ был записан до того, как один из организаторов марша 12 июня журналист Илья Азар опубликовал свою переписку с вице-мэром Александром Горбенко. Горбенко пообещал обеспечить безопасность людей, которые примут решение участвовать в марше 12 июня.
— Татьяна Николаевна, сегодня дело в отношении корреспондента «Медузы» прекращено. Завтра должен состояться марш в защиту Ивана Голунова. Что делать людям, которые хотели туда пойти и сейчас сомневаются. Много разговоров о том , чтобы переформатировать марш и требовать пересмотра всех сфальсифицированных дел по статье 228 УК РФ и по другим делам, когда есть уверенность, что люди невиновны, а дела сфабрикованы. Идти завтра на марш?
— Я очень надеюсь, что люди прислушаются к рекомендациям мэрии о проведении публичной акции 16 июня (эта акция проводится по инициативе главного редактора «МК» Павла Гусева и согласована с мэрией Москвы — «МБХ медиа»).
Завтра же праздник, День России, и есть разные настроения. Я очень боюсь, что наслоение одного на другое может привести к питерской ситуации (Татьяна Москалькова имеет в виду жестокий разгон митинга 1 мая 2019 года в Санкт-Петербурге — «МБХ медиа»).
Мы не должны допустить того, что правоохранители будут вынуждены выполнять закон, если акция не согласована. Они должны будут как-то реагировать на то, что люди вышли на несогласованную акцию. Зачем так поступать, если людям предложили 16 июня выйти согласованно на площадь имени Сахарова? Отличное место для выражения своих позиций.
— И все-таки почему «дело Ивана Голунова» прекращено? Что главное в этой истории?
— Очень важно, что есть механизмы, которые могут исправлять ошибки. Какая тенденции сегодня? Этих процессуальных ошибок много. Это прежде всего вопрос профессионализма и работы системы, которую нужно совершенствовать.
— Как вы считаете, помогло ли общественное давление освобождению Ивана Голунова?
— Я считаю, что гражданское общество сыграло решающую роль. Но очень важно, что и власть не только слушает, но и слышит гражданское общество. Главное — результат.
Интервью получилось очень коротким. Татьяна Москалькова предупредила, что у нее мало времени— предстоит встреча с украинской делегацией. Позже пришла информация, что российский уполномоченный встречается с уполномоченной по правами человека Людмилой Денисовой, и речь идет о возможном обмене всех на всех российских граждан, содержащихся в украинских тюрьмах, и украинских граждан, которые сидят в России
Следите за происходящим вокруг дела Голунова в нашей хронике.