Басманный суд Москвы 29 декабря на два месяца арестовал бывшего схимонаха Среднеуральского женского монастыря Сергия (Николая Романова). Сергий был задержан спецназом накануне при штурме монастыря и доставлен в Москву. Его обвиняют сразу по трем статьям Уголовного кодекса — склонении к совершению самоубийства, воспрепятствовании богослужению и самоуправстве. Широкую известность Сергий получил, когда сначала призвал своих последователей не исполнять требования властей по самоизоляции, а затем открыто выступил против президента Владимира Путина.
Утром 29 декабря появилась информация о том, что отца Сергия привезут в Басманный суд Москвы к 14 часам. В это время на подходе к зданию суда уже стояли несколько сторонников опального священника. Несколько женщин и мужчина.
— Он призывал к тому, чтобы мы стояли за отечество. Все остальное — это выдумки и заказ от РПЦ, — эмоционально говорит мужчина с бородой и в кожаной куртке об обвинениях, выдвинутых против схиигумена. — Я часто был у него в монастыре и видел, какая там благодать и тепло.
Мужчина говорит, что пришел сюда, потому что не мог поступить иначе. Ведь ночью увидел видео из монастыря, где омоновцы жестко задерживали Сергия, «били монахинь и срывали золото с икон». «Сторонников у него много, но почему-то все молчат. Сегодня, надеюсь, это молчание закончится», — сказал «МБХ медиа» мужчина. «Надеюсь, люди перестанут смотреть телевизор, и начнут думать головой», — добавил он.
Фаина держит в руках плакат с надписью: «Требуем соблюдения 28 статьи Конституции! Свободу Схиигумену Сергию», в другой руке у женщины флагшток с портретом священника. Женщина узнала о Сергии только весной этого года. Посмотрела видеоролик, в котором тот выступал против антикоронавирусных ограничений: «Церковь встала на сторону лжи и для меня это стало потрясением. И тут нашелся Сергий, который не побоялся и высказал все, что должна была сказать церковь в ситуации с пандемией». После этого видео Фаина стала сторонницей священника. Она поддерживает Сергия «в его принципиальной борьбе за чистоту православия, которую сейчас попирают».
«А еще я против того, чтобы попиралась законность в нашей стране. Я против, чтобы по надуманным предлогам людей бросали в тюрьму», — сказала Фаина.
Спустя полчаса к зданию суда подошел адвокат Сергия Иван Миронов, сам в прошлом обвиняемый по делу о покушении на Анатолия Чубайса, автор книги «Замурованные». Миронов познакомился со священником «лет шесть назад», через общих знакомых. Относительно первых впечатлений от встречи признался: «Сильная личность». По словам Миронова, схиигумен не сразу встал во фронду к президенту Владимиру Путину. «Это была эволюция взглядов», — считает адвокат. Он сказал, что своей вины Сергий не признал — «а как он может ее признать».
Официально СК предъявляет священнику обвинения по трем статьям. Первые два эпизода связаны с тем, что он не пустил комиссию местной епархии на территорию монастыря, в том числе для проведения инвентаризации. Третье обвинение — из-за видео, на котором схиигумен общается с монахинями во время службы. Обвинение появилось на основании исследования, проведенного экспертами ФСБ.
— Вдумайтесь, его обвиняют в том, что на видео, находящемся до сих пор в открытом доступе, он якобы склонял монахинь к совершению самоубийства. И этот ролик могли увидеть дети, — сказал «МБХ медиа» Миронов.
Но на самом деле, заверяет адвокат, на видео отец Сергий спрашивает, готовы ли монахини умереть по его благословению, «за родину, за будущее наших детей».
«И те отвечают, да, готовы. И сегодня готовность умереть за родину, жертвенность, выставляют как состав преступления. Это выглядит совершенно дико на фоне того, что в интернете есть ролики, где дети поют песню: “Если главный командир нас пошлет на смертный бой, дядя Вова, мы с тобой!”. Умереть сегодня за Путина у нас — это официальная пропаганда, а умереть за родину — склонение к самоубийству», — возмущается Миронов.
Он уточнил, что с Сергием до того, как его привезут в суд, не виделся и материалы дела пока не изучал. Но сразу уточнил: вину священник не признавал. «Все это дело сфабриковано с тем, чтобы посадить его в тюрьму», — сказал Миронов, рассуждая о возможном исходе судебного заседания по избранию меры пресечения.
Мариам из Екатеринбурга, но живет в Москве. Она стоит рядом с судом с иконой и портретом Сергия. Говорит, что пришла сюда, потому что сам священник поступил бы точно так же. «Если бы встал вопрос — спасать вас или решать свои проблемы, он не задумываясь лег бы за вас и умер. Он аскет», — говорит Мариам.
«Но вот сейчас в по сети гуляет видео, где Сергий разговаривает с монахинями и спрашивает готовы ли они умереть…», — интересуется у девушки кто-то из журналистов.
Та отвечает: «Умереть из любви — это вопрос философский. Мы все разумные люди. И вообще, надеюсь, что наша власть, и в том числе Владимир Владимирович, разберутся и проведут проверку. Не думаю, что это было по приказу сверху. Где-то просто компетенция какого-то сотрудника вышла за рамки. Верю, что отца Сергия выпустят и он сможет говорить правду. Он бездомных кормил, детей спасал!».
Чуть поодаль стоит мужчина с бородой, из-под куртки торчит черная ряса, в руках он сжимает рукоять тележки. Корреспонденту «МБХ медиа» он говорит, что является послушником и пришел сюда просто помолиться за отца Сергия.
Таких сегодня было немало. Люди держали в руках иконы и шептали молитвы. В какой-то момент возле фасада здания суда остановился пожилой мужчина с густой седой бородой — Дмитрий Савельев. Он бросил рюкзак на землю, достал оттуда плакат, развернул и надел на себя. А в руку взял флаг с образом Иисуса Христа. На плакате было написано: «Позор властям и патриархии, допустившим погром монастыря отца Сергия». К нему быстро подбежали полицейские, но вязать не стали, лишь переписали паспортные данные.
— Я считала, что здесь сегодня должны были быть тысячи людей! — общались между собой сторонники Сергия.
— Посмотрите как живет патриарх и как живет Сергий!
— Через причастие заразиться невозможно!
Люди объясняли журналистам, почему они поддерживают священника в его ковид-диссидентстве. Ни на одном человеке, пришедшем поддержать опального Сергия, не было маски.
В 15:40 автозак привез отца Сергия. Как-только ворота во дворе суда закрылись за автомобилем, три десятка человек подбежали к металлической решетке и начали скандировать: «Отец Сергий, мы с тобой!». Полиция начала их оттеснять. Но верующие все равно напирали. Кульминацией стал момент, когда священника — в монашеской рясе, с седыми волосами и в наручниках, вывели из автозака и быстро провели внутрь здания. Он успел бросить взгляд на своих последователей, но шел молча.
На судебное разбирательство потребовалось более четырех часов. В суде адвокаты отца Сергия просили избрать ему меру пресечения, не связанную с заключением под стражу. «Эта статья подразумевает максимальное наказание до четырех лет, по ней не сажают в СИЗО на время следствия, тем более людей, которым 65 лет», — объяснил Миронов. Также адвокаты указывали на многочисленные нарушения, допущенные следствием. В частности, они рассказали, что следственные действия проводились ночью, а отец Сергий все это время «находился в одном сапоге».
Суд удовлетворил ходатайство следствия и санкционировал арест Сергия Романова до 28 февраля. Защита священника назвала его уголовное дело политическим. «Это начало очередных гонений той части православной церкви, которая не считает возможным вступать в соглашательство с властью и ее поддерживать», — сказал Иван Миронов. Адвокат Дмитрий Савченко добавил, что методы, которые при этом использует следствие, — провокационные. Савченко заявил, что много месяцев монастырь Сергия «проверяли с ног до головы и ничего не нашли». Преследование Сергия, считает защита, инициирована из-за его обвинений «иерархов церкви за то, что они погрязли в роскоши». Адвокаты намерены обжаловать арест.
В течение четырех с половиной часов последователь Сергия Романова Дмитрий Савельев мерз на морозе с флагом и плакатом через дорогу от здания суда. Он считает, что благодаря таким, как Сергий, «православную веру никогда не истребить». Относительно решения суда он сказал: «Оно сатанинское».