in

Станислав Белковский: «Мишустин – креатура Кудрина. Путин дает понять, что взгляды Кудрина на финансовую политику разделяет»

Михаил Мишустин и Владимир Путин во время встречи в ФНС. Фото: Алексей Никольский/ТАСС

Политолог Станислав Белковский комментирует Роману Попкову сегодняшние события: отставку правительства и Дмитрия Медведева, назначение Михаила Мишустина на пост премьера и планы Путина на ближайшее время.

 —  Отставка Дмитрия Медведева с поста главы правительства и отправка его в Совет безопасности заместителем Путина – это конец карьеры Медведева, или в будущем может быть новый взлет?

  —  Дальнейшая судьба Медведева зависит от того, какие у Путина на него планы. Медведев «падает» не в первый раз. Весной 2007 года, когда Сергей Иванов стал вице-премьером в правительстве Михаила Фрадкова, многие говорили, что проект «Медведев» закрыт. Однако Медведев с тех пор еще успел побывать президентом, так что я и сейчас не стал бы преждевременно списывать его со счетов. Но сегодня, безусловно, он выглядит «падшим ангелом».

  —  Почему Путин решил подвергнуть систему власти такому серьезному стрессу (смена правительства, конституционная реформа) именно в 2020 году? Ведь в запасе до кризисного 2024 года есть еще несколько лет?

 —  Меня это нисколько не удивляет. Для Путина идеальная модель – это договориться с Западом о чем-то и побыстрее формально уйти с президентского поста, потому что ему еще хочется просто пожить. Путин оказался в ловушке, стандартной для авторитарного правителя, засидевшегося у власти: «Нельзя ни уйти, ни остаться». Остаться нельзя, потому что надо успеть пожить нормальной буржуазной частной жизнью. Спешно уйти нельзя, потому что есть опасность обрушения всей системы. Нужно пройти между Сциллой и Харибдой, пробежать между струй, найти какой-то вариант, при котором и овцы будут целы, и волки сыты.

 Пока сценарий транзита власти максимально близок к казахстанскому. Хотя пока нельзя сказать, насколько точно он ему будет соответствовать. Насколько я понимаю, детализированного сценария у Путина пока еще нет.

Референдум должен состояться до сентября, так как он не может проводиться в последний год полномочий Государственной Думы. Это значит, что Кремль будет торопиться. И тут очень важную роль играют события 9 мая 2020 года. Если пакт с Западом будет оформляться, то его конкретные реальные параметры должны быть готовы до этой даты, когда мировые лидеры в каком-то составе явятся в Москву на празднование 75-летия победы в Великой отечественной войне.

 —  Каковы, на ваш взгляд, очертания этого пакта, что он может в себя включать? Это какой-то компромисс по Украине?

 —  Да, в том числе это компромисс по Украине. Он, с одной стороны, предполагает передачу «отдельных районов Донецкой и Луганской областей» под власть Киева, запихивание их обратно в Украину. С другой стороны, этот компромисс предполагает молчаливое согласие Запада с аннексией Крыма. Но есть и вопросы помимо Украины. Это и возвращение Приднестровской Молдавской республики в состав Молдовы. Это и продолжение переговоров о возвращении двух островов южно-курильской гряды Японии. Это и прекращение открытой вражды России и Запада на Ближнем Востоке и в Северной Африке. И, как ответный шаг со стороны Запада – это смягчение санкций, которое должно привести к буму в российской экономике.

 —  Михаил Мишустин, который скоро неизбежно возглавит правительство – это техническая переходная фигура?

 —  Мишустин – техническая фигура, как и Михаил Фрадков и Виктор Зубков. Кандидатура Мишустина абсолютно отвечает кадровой философии Путина. Я считал, что премьером будет Дмитрий Козак. Но Мишустин ничуть не хуже, и даже лучше, чем Козак отвечает базовым требованиям к премьеру. Первое требование – премьер не должен быть политической фигурой, которая дышит в спину президенту. Второе требование – премьер не должен быть кумиром Запада. Запад не должен воспринимать премьера как альтернативу Путину. И третье требование – премьер не должен быть слишком длинным физически. Он не должен быть роста Михаила Прохорова и Игоря Шувалова. Соответственно, Мишустин вполне подходит.

Также очень важно то, что Мишустин изначально – креатура Алексея Кудрина, это его человек.  Путин дает понять, что взгляды Кудрина на экономику и финансовую политику он разделяет. Но самого Кудрина Путин при этом премьером не сделает, потому что Кудрин не соответствует только что перечисленным базовым требованиям, необходимым для премьера.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.