В Госдуму внесли законопроект, запрещающий публичную демонстрацию лиц нацистских преступников, если при этом не формируется их негативный образ. Его автор, депутат Елена Ямпольская утверждает, что закон направлен в первую очередь против одежды с принтами нацистов. Однако принятие этого акта может привести к переписыванию учебников истории и фактическому запрету культового кино. «МБХ медиа» рассказывает, за какие неоднозначные символы в России каждый год уже штрафуют тысячи людей — и за что смогут начать наказывать теперь.
Внесенный законопроект относит к военным нацистским преступникам «лиц, признанных виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Нюрнбергского трибунала, либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала». В тексте документа также сказано, что изображения этих преступников «оскорбляют многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах». В законопроекте оговаривается исключение для случаев, в которых «формируется негативное отношение к идеологии нацизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацизма». В случае принятия нового закона штрафы юрлицам за распространение изображений военных преступников составят до 50 тысяч рублей.
Хотя сам документ пока не принят, санкции за изображения нацистов уже применяются. Например, 27 ноября 2020 года прокуратура Орловской области изъяла из продажи партию почтовых марок с изображением Адольфа Гитлера. Марки напечатала общественно-патриотическая организация «За Родину». Ее руководитель Владислав Грин утверждал в комментарии «Медузе», что портрет лидера Третьего Рейха служит для «закрепления героического контекста великой Победы над преступной фашистской Германией». На упаковке содержалось упоминание о том, что Гитлер — военный преступник, и предостережение о запрете пропаганды нацизма. Штрафовать организацию не стали, но вынесли предупреждение.
Что может подпасть под новый запрет?
Одна из инициаторов проекта, глава комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская отмечает, что новый закон направлен в первую очередь на борьбу с одеждой с изображением Адольфа Гитлера. По ее словам, некоторые компании занимаются продажей футболок с такими принтами. При этом она не знает точно, можно ли найти в продаже вещи с портретами других руководителей гитлеровской Германии, признанных военными преступниками.
Стоит отметить, что в случае принятия этого закона в текущей формулировке, запрет может коснуться не только предметов гардероба. Ведь из проекта не очень ясно, как может и будет трактоваться обязательное «формирование негативного образа», которое освобождает от ответственности. Например, определенные жанры в журналистике, а также документальных кино и литературе зачастую не предполагают выставления дополнительных авторских оценок описываемым или изображаемым событиям. Если законопроект будет принят в текущей редакции, из учебников истории придется изымать изображения немецких исторических фигур периода Второй мировой войны, а в неигровом кино — скрывать их лица.
Среди известных картин, которые наверняка столкнутся с новым запретом — фильмы немецкого режиссера Лени Рифеншталь, которая снимала документальные фильмы о Третьем Рейхе, в том числе по заказу Гитлера. Самый известный из них, «Триумф Воли», используется в учебных программах вузов для изучения классических пропагандистских приемов в кинематографе. Также картины Рифеншталь, несмотря на свое спорное политическое содержание, получили ряд премий за новые операторские и режиссерские приемы, которые сильно повлияли на развитие языка и технологии кино.
К тому же, закон не никак не оговаривает, будет ли приравниваться изображение нацистского преступника в игровом кино к его документальному изображению. Если будут, то под запрет могут попасть множество классических советских военных кинокартин. А также, например, знаменитые «Семнадцать мгновений весны».
При этом формулировка законопроекта парадоксальным образом позволяет сделать формальное исключение для некоторых функционеров гитлеровской Германии, которые смогли избежать преследования в рамках Международного трибунала в Нюрнберге и были осуждены потом. Под действие закона не подпадут, например, изображения оберштурмбаннфюрера СС Адольфа Эйхмана — одного из основных инициаторов и исполнителей Холокоста. Эйхман не фигурировал как обвиняемый в Нюрнберге, а был осужден через полтора десятка лет израильским судом. Этот процесс получил всемирную известность благодаря репортажам Ханны Арендт, которые потом вошли в книгу «Банальность зла».
Как в России борются с нацистской символикой?
Сейчас в РФ действует статья 20.3 КоАП («Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики»), запрещающая публичную демонстрацию символики режимов стран Оси. Этот закон несколько раз менялся. В 2012 году в статью включили также наказание за символику организаций, признанных в России экстремистскими (список таких организаций сильно расширился после внесения в него нескольких украинских сообществ в 2014-2015 годах). А в последние годы смягчили: в начале 2020 года Госдума приняла уточнение, по которому санкций за демонстрацию нацистской символики не применяются, если при этом «формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии».
За последнее десятилетие число протоколов по этой статье выросло в десятки раз. Если в 2008 году по ней привлекли к ответственности 54 человека, то в 2018 — 1639, а только за первую половину 2020-го выписали 1322 протокола. При этом, правда, сокращается число случаев, в которых нарушителям назначается арест: если в 2016-ом в спецприемник за картинки со свастиками отправили 221 человека, то за первое полугодие 2020-го арест назначили только в 33 случаях.
Известно множество случаев, когда пользователей соцсетей наказывали за выложенные на личных страницах исторические фотографии. Самый известный кейс — административное дело против 59-летнего жителя Архангельска Михаила Листова. Его оштрафовали на тысячу рублей за известный снимок с празднования победы 1945 года, на котором советские солдаты у стен московского Кремля держат в руках фашистские знамена перед тем, как бросить их на землю, к ногам военачальников. Это постановление было отменено после активного обсуждения в СМИ.
В другом случае журналиста из Набережных челнов арестовали на 10 суток за опубликованные во «Вконтакте» мемы о сходстве сторонников марксизма с партией Гитлера. На демотиваторе, который суд признал «нацистской символикой», был изображен съезд Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП) с подписью «Марксизм без ревизии». «Этим мемом я хотел высмеять сталинистов, догматиков-марксистов, которые выступали за ортодоксальный подход», — пояснил автор картинки в комментарии ОВД-Инфо.
Иногда штрафы назначали в случаях истории и вовсе не касающихся: например, в Орловской области осудили чиновника, который провел детский праздник в костюме со славянскими рунами. Эксперты решили, что одна из них «сходна до степени смешения с символикой, использовавшейся в нацистской Германии». Такое же заключение выносили во Владивостоке, где суд признал экстремистской вышивку со славянскими символами.
Часто статья применялась по политическим причинам — например, хабаровскому активисту, протестующему против уголовного преследования бывшего губернатора Сергея Фургала, назначили 7 суток ареста за фотоколлаж, где лицо президента Владимира Путина было совмещено с военной формой Третьего Рейха.
Помимо административной, существует еще и уголовная статья 354.1 о «реабилитации нацизма». В ее нарушении могут обвинить даже тех, кто просто выложил те или иные медиафайлы в интернет и даже не покушался распространить для широкой аудитории. Так, например, в Перми студента судят по этой статье за подачу заявки на сайте «Бессмертного полка» с фотографией главнокомандующего антисоветской «Русской освободительной армией» генерала Андрея Власова, в 1942—1944 гг воевавшего на стороне гитлеровской Германии.