in

«Ситуация крайней необходимости»: как суд оштрафовал правозащитников за акцию памяти Натальи Эстемировой 

Александр Черкасов и Светлана Ганнушкина. Фото: МБХ медиа

Тверской суд в один день рассмотрел дела двух из трех участников пикета с требованиям расследовать убийство правозащитницы Натальи Эстемировой. Правозащитники Светлана Ганнушкина и Александр Черкасов получили за свой выход на Красную площадь разного размера штрафы. Ганнушкина в ходе суда заявила, что у них не было другого способа привлечь внимание властей к тому, что заказчик убийства до сих пор не найден. 

Председатель совета правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов, журналистка «Новой газеты» Елена Милашина и член совета «Мемориала», председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина в день десятилетней годовщины убийства правозащитницы Натальи Эстемировой вышли на пикет на Красной площади. Три участника держали плакаты, напоминающие фильм «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». На красных плакатах было написано: «Правозащитница Наталья Эстемирова была убита десять лет назад. Заказчик и убийцы до сих пор не найдены. Как же так, господин президент?». Пикет продлился двадцать минут, после этого к участникам подошли полицейские и отвезли их в ОВД «Китай-город» для составления протоколов. 

 

Рассмотрение дел Черкасова и Ганнушкиной было назначено на один день и одно и то же время. К одиннадцати часам утра в коридоре перед залом заседания начали собираться слушатели: правозащитники, сотрудники и волонтеры «Мемориала» и просто друзья участвовавших в пикете. К тому, что будет штраф, все были готовы заранее, поэтому о самом суде никто почти не разговаривал. Обсуждали последние новости, зачитывали друг другу заголовки, Светлана Ганнушкина предлагала кому-нибудь забрать котят. Первое заседание, по делу главы совета правозащитного центра «Мемориал» Александру Черкасову, началось с привычным часовым опозданием. Все два ряда сидений для слушателей быстро заполнились. Еще до начала заседания пристав попросил сообщить судье, если кто-то планирует вести аудиозапись. Черкасов напомнил: «А если вы дышать собираетесь, то тоже предупредите». 

Судья Анатолий Бирюков начал заседание. Адвокат Анастасия Саморукова заявила несколько ходатайств: о ведении протокола, участии в деле прокурора, допросе полицейских, задержавших Черкасова и допросе Светланы Ганнушкиной, также участвовавшей в пикете. Судья во всех ходатайствах отказал. 

 

Мирные мероприятия на Красной площади 

Адвокат Саморукова заявила, что проводить пикет на Красной площади участники пикета имели полное право. По ее словам, материалы дела не содержат информации о том, что мероприятие не было согласовано. При этом рапорта сотрудников полиции говорят о том, что проведение массовых акций на Красной площади, вблизи одной из резиденций президента, запрещено, однако, по мнению Саморуковой, это не так: они могут проводиться по особому разрешению президента. 

 — Люди вышли на мирное мероприятие, без оружия, чтобы выразить свое мнение и обратиться к президенту с требованием расследовать убийство коллеги. Никаких концов нет, заказчик не найден, а прошло десять лет. Если я правильно помню, Путин обещал взять дело на личный контроль, — говорила в суде Саморукова. 

Сам Черкасов заявил, что вины не признает и считает, что «граждане имеют право обращаться с вопросами к своему президенту». Бирюков, не задав никаких дополнительных вопросов, удалился для вынесения решения и через 20 минут вернулся, назначив штраф в десять тысяч рублей. Следующее заседание, по второй участнице пикета, Светлане Ганнушкиной, должно было начаться через пятнадцать минут. 

Всех попросили выйти в коридор и собравшиеся начали снова обсуждать новости: 

 

— А что, у Гудкова суд начался? 

— Яшину еще десять суток накинули, боже ж ты мой..

— Светова задержали! 

— А Чайка сказал, что 3-го всех будут разгонять. 

 

Продолжая общаться, все вернулись в зал для рассмотрения дела Светланы Ганнушкиной. На этот раз судья отклонил ходатайства, даже не удаляясь в совещательную комнату. Адвокат Ганнушкиной Денис Шедов потребовал отвода судьи, так как уже рассматривавший дело судья Беляков не может быть беспристрастным. Чтобы решить вопрос об отводе самого себя Беляков все же удалился в совещательную комнату, чтобы, вернувшись, в отводе отказать. 

Слово взяла сама Ганнушкина. Для нее это уже второй за год суд за пикет, поэтому сумма штрафа будет намного выше.

Действие не может рассматриваться как административное правонарушение, если оно совершено в состоянии крайней необходимости. Мы вышли на пикет, потому что были в этом состоянии. В такой ситуации нам ничего не остаётся, как обратиться к общественности и к высшему руководству России в лице президента Путина, — сказала правозащитница. Зрители зааплодировали. Судья Беляков жестко одернул: «за нарушение порядка заседания буду удалять из зала!». 

После того, как огласили наказание — 150 тысяч штрафа — никто не удивился. «Ну и как вам это судилище?», — спросила на выходе из зала одна из зрительниц другую и все снова переключились на обсуждение последних новостей. Заседание по последней участнице пикета, журналистке «Новой газеты» Елены Милашиной, назначено на 8 августа. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.