В Турции задержали шесть человек, подозреваемых в шпионаже в пользу “Газпрома”. Им грозят тюремные сроки вплоть до пожизненного. Скандал может иметь серьезные последствия и поставить под угрозу срыва переговоры о продлении поставок российского газа в Турцию. В чем обвиняют предполагаемых шпионов — рассказывает “МБХ медиа”.
Главным фигурантом громкого дела о шпионаже стал топ-менеджер международной энергетической компании Bosphorus Gaz Corp. Эмель Озтюрк. Вместе с пятью другими фигурантами она была задержана по подозрению в передаче сведений о турецком импорте энергетики “зарубежному энергетическому гиганту”. Об этом пишет издание Daily Sabah, не называя конкретную компанию. По его данным, расследованием занимается целый ряд ведомств, включая Национальную разведывательную организацию Турции. Сам факт шпионажа был вскрыт еще в апреле.
Хотя иностранная компания, которой Озтюрк якобы передавала сведения, в публикации не называется, вывод о ней можно было сделать сразу: до 2018 года контрольным пакетом Bosphorus Gaz Corp. владел “Газпром”. Позднее причастность российской компании к скандалу неофициально подтвердилась — источники международной аналитической компании ICIS сообщили, что речь идет именно о “Газпроме”. Кроме того, по их словам, скандал возник в разгар переговоров турецких компаний с российским энергетическим гигантом о продлении договора о поставках газа, истекающего в следующем году. Стороны пока не пришли к соглашению, и ситуация с участием Bosphorus Gaz Corp. может повлиять на дальнейший ход переговоров, подчеркивает ICIS.
По версии следствия, Озтюрк находилась в прямом контакте с тремя представителями иностранной компании. В публикации Daily Sabah приведены лишь их инициалы — B.V.Y., L.S.S. и L.D.O. Подчеркивается, что переданные сведения могли привести к миллиардным убыткам. Кроме того, Daily Sabah пишет, что Озтюрк поддерживала романтические отношения с офицером иностранной разведки с инициалами G.S., прикрепленным к посольству этой страны в Турции, и также передавала секретную информацию.
Из переписки Озтюрк, доступ к которой получили следователи, следовало, что она в том числе передавала представителям зарубежной компании сведения о ценах на импортируемый газ. Эту информацию она получала от своих предполагаемых подельников, работавших в энергетическом секторе. Каждому она выплачивала сравнительно небольшую сумму — 1,5 тысячи турецких лир в месяц (меньше 200 долларов). Наказание может оказаться несопоставимым зарплате: прокуратура затребовала для обвиняемых разные сроки вплоть до 21 года заключения, а одному из фигурантов (вероятно, Озтюрк) и вовсе грозит пожизненный срок. К преступной схеме мог быть также причастен непосредственный начальник Озтюрк, генеральный менеджер Bosphorus Gaz Corp. Мерт Гоксу. Он покинул Турцию, а в его доме прошли обыски.
Как отмечает Daily Sabah, скандал разразился в чувствительный момент для турецкого энергетического сектора. Недавно Турция объявила об обнаружении новых запасов газа на дне Черного моря, которые оцениваются в 405 миллиардов кубометров. Президент страны Реджеп Тайип Эрдоган пообещал, что она получит собственный газ уже в 2023 году. Сейчас почти все углеводороды Турция получает из-за рубежа.
Источники ICIS также говорят, что российско-турецкие отношения в последнее время и так достаточно осложнены войной в Сирии и обострением ситуации в Нагорном Карабахе. При этом пока неизвестно, какое влияние на них может оказать шпионский скандал: многое будет зависеть от дальнейшего расследования и того, решит ли Турция обвинить в шпионаже отдельных людей или компании в целом. В последнем случае самое суровое наказание понесет не российская, а турецкая компания: один из участников рынка не исключает, что Bosphorus Gaz Corp. может грозить лишение лицензии. При этом у компании действуют два контракта с “Газпромом” на импорт 2,5 миллиардов кубометров газа ежегодно. Один из них — на 0,75 миллиардов кубов — истекает уже в 2021 году.
В начале лета Турция уже практически отказалась от российского газа, а в предыдущие месяцы объем поставок постепенно падал. В июле и августе поставки частично восстановились, но так и не достигли средних прошлогодних величин. Вместо российского газа на турецкий рынок приходит азербайджанский, который вскоре начнет поставляться и в Европу.