Захотят ли россияне пользоваться новой системой пенсионного накопления, разработанной Министерством финансов и Центральным банком? Мы спросили у заместителя директора Института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) Юрия Горлина.
Из недавнего опроса «Левада-центра» следует, что 65% семей не имеют никаких сбережений, и откладывать им на будущее просто нечего. После пятилетнего падения реальных доходов россияне направили в 2018 году на сбережение минимальную сумму за 20 лет.
Однако государство предлагает новую добровольную систему накопления, которая должна прийти на замену замороженным в 2014 году обязательным взносам. Участникам системы будут положены налоговые льготы, утверждают собеседники «Ведомостей», близкие к разработчикам законопроекта о гарантированном пенсионном плане (ГПП).
Взносы граждан, не превышающие 6% их дохода, будут освобождены от уплаты НДФЛ (13%). Если человек захочет откладывать больше 6%, превышающую сумму можно будет включить в существующий социальный налоговый вычет, который ограничен 120 тысячами рублей. Если гражданин в этот год получал налоговый вычет за покупку жилья, оплату обучения и так далее, то он может превысить лимит налогового вычета и на компенсацию налогов за дополнительный пенсионный взнос ему может не хватить.
Работодатель тоже получит налоговые льготы. Если он решит софинансировать часть пенсии работника, то сможет вычесть расходы из базы расчета налога на прибыль. К вычету добавится повышающий коэффициент: в первые шесть лет – 1,3, а затем – 1,6.
Человек будет сам определять размер выплат, может от них отказаться, а накопленное передавать по наследству. Пенсионные выплаты по ГПП ежегодно будут индексироваться в соответствии с уровенем инфляции за предыдущий год. По предварительному плану, выплаты накопительной пенсии будут поступать человеку в течение 15 лет с момента его выхода на пенсию или спустя 30 лет после начала взносов в НПФ.
«Сейчас для негосударственного пенсионного обеспечения есть те же налоговые льготы. Эти предложения, которые стали известны из утечек, не сильно отличаются, за исключением некоторых не особо значимых нюансов, от того, что уже есть, — рассказал «МБХ медиа, — заместитель директора Институт социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) Юрий Горлин. — Но тех, кто сами пришли поучаствовать в программе — максимум наберется несколько десятков тысяч. И есть несколько миллионов человек, которые участвуют в корпоративных программах от крупнейших компаний типа «Газпрома» и РЖД».
Кто сможет откладывать на пенсию?
«Теоретически новая программа была бы востребована, но у подавляющего большинства нет свободных ресурсов, чтобы в течение десятилетий 6% от зарплаты не использовать на более актуальные для людей вещи: отдых, покупку машины и так далее», — сказал Горлин.
65% российских семей не имеют никаких сбережений, следует из опроса Левада-центра. По данным Росстата, в среднем россияне направили на сбережения 3,7% от своих доходов — это минимальная сумма за 20 лет. Меньше было в 1998 году — 2,5%. Доля расходов на текущее потребление и обязательные платежи по итогам 2018 года достигла исторического максимума. Из тех, кто может накапливать сбережения, большая часть живет в крупных городах
Российские НПФ, где предлагается копить на пенсию, систематически показывают доходность ниже инфляции. «Если брать срок с 2005 года по 2018 год, средняя доходность НПФ около 5%, при том что инфляция была 9%. Даже депозиты в банках давали доход примерно на уровне инфляции», — пояснил Горлин.
«У той узкой части населения, которая что-то накапливает в долгосрочном плане, возникает вопрос, насколько для нее это эффективно по сравнению с другими более привлекательными инструментами», — говорит Горлин.
Для тех, у кого есть деньги для накоплений, есть возможность вкладываться в депозиты, инвестиции в фонды акций и страховые полисы, но это требует высокую финансовую дисциплинированность от вкладчика. Другой инструмент сбережения средств на старость — покупка дополнительной квартиры или валюты, добавил Горилин.
«Самое главный вопрос в доверии. Готовы ли сейчас люди доверить свои деньги на несколько десятков лет? Я пессимистично смотрю на то, что новая программа будет пользоваться большой популярностью», — заключил Горлин.