in

Россия может выйти из Совета Европы. Чем это грозит?

Фото: Алексей Витвицкий / ТАСС

 

 

Постоянный представитель России при Совете Европы  Иван Солтановский заявил, что Россия может выйти из Совета Европы. «МБХ медиа»  вместе с главой международной практики правозащитной группы «Агора» Кириллом Коротеевым разбирается, может ли Россия выйти из Совета Европы и ухудшит ли это положение с соблюдением прав человека в стране.   

Представители России уже несколько раз заявляли о желании прекратить членство в Совете Европы — международной организации, которая занимается контролем за развитием демократии, прав и свобод человека на территории Европы. В его состав входят Парламентская Ассамблея Совета Европы, Комитет министров и Европейский суд по правам человека. Выход из организации автоматически аннулирует участие России в международных конвенциях, главная из которых — Европейская конвенция о правах человека.

Права российской делегации в Парламентской ассамблее ограничили в 2014-2015 годах, после аннексии Крыма. С 2017 года Россия в знак протеста перестала платить членские взносы. Двухлетний срок, предусмотренный уставом на их выплаты,  истекает для Москвы в июне 2019 года. Сейчас долг России перед организацией составляет  60 млн евро. В июне будет рассмотрен вопрос об исключении России из Совета, однако еще в сентябре 2018 года министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что «мы им такой радости не доставим, мы уйдем оттуда сами», потом назвал разговоры о выходе РФ из организации «русофобской линией Вашингтона».  

При этом Кирилл Коротеев, глава международной практики правозащитной группы «Агора», не уверен в том, что Россия действительно покинет организацию, а заявления о возможном выходе делаются ради достижения нужного России политического эффекта: «Это говорится совершенно для других вещей — для давления, для получения больших уступок со стороны СЕ, чтобы максимально выгодно выйти из ситуации, когда Россия нарушает его базовые ценности, совершила агрессию против другого государства-члена СЕ, оккупировав часть территории, хочет максимально комфортных условий, вот и все».  По его словам, предмета для разговора сейчас нет, потому что для реального выхода из Совета Европы нужно множество законодательных процедур.

«Если в Страсбурге вечером пройдет динозавр и врежется в здание суда, мы тоже можем обсудить, как это повлияет на работу ЕСПЧ», — заявил Коротеев в разговоре с «МБХ медиа». По его словам, важнее то, что даже находясь в составе Совета Европы, Россия не выполняет свои обязательства: «Дела о пытках у нас стали рутинными и рассматриваются в ЕСПЧ пачками, не говоря уже о свободе собраний и преступлениях против гражданских лиц в Чечне».

Коротеев утверждает, что «вопрос не в каталоге прав, а в средствах их защиты».   Если Россия выйдет из Совета Европы, останется еще Международный пакт о гражданских политических правах ООН, который Россия, по словам эксперта, денонсировать не собирается. «Он гарантирует даже более широкий набор прав, чем Европейская конвенция, в самой нашей Конституции закреплено множество прав», говорит эксперт.

 

ЕСПЧ выполняет функцию районного суда по защите свободы собраний

«Это не вопрос, входим мы в Совет Европы или выходим, как шарик из мультика про Винни-пуха, — говорит Коротеев, — задача в создании адекватной судебной системы и контроля за оперативными службами, это должно решать российское общество, а не бюрократы в Страсбурге».

Европейский суд по правам человека сейчас является основной инстанцией для обжалований решений российских судов. По словам эксперта, такая ситуация является нездоровой: «ЕСПЧ выполняет функцию районного суда по защите свободы собраний. Разумная судебная система позволяет решить все проблемы на месте, не дожидаясь помощи в иностранном городе».  Нарушения международных конвенций констатированы ЕСПЧ множество раз, но эти законы продолжают действовать: «Российские власти продемонстрировали, что можно быть в Совете, но успешно его требования игнорировать», — утверждает Коротеев.

Пытаясь прогнозировать развитие ситуации в России после выхода из СЕ, Россию часто сравнивают с соседней Беларусью, которая не является членом Совета Европы. Коротеев называет такое сравнение некорректным: «Беларусь никогда не была членом Совета Европы, там сохраняется смертная казнь, это важное отличие». Кроме этого, по его словам, есть много важных улучшений, которые произошли в уголовном и гражданском праве России под влиянием Совета Европы, кроме этого в Беларуси, в отличие от России, практически полностью отсутствует пространство для работы организаций гражданского общества. «Но при этом, например, в Беларуси не сидят так много и так долго по делам за наркотики, а в Кыргызстане, который не член Совета Европы, у вас есть шанс выиграть у прокурора дело по признанию организации экстремистской. В России такое невозможно».  

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.