Россия может потерять от 10 до 30 процентов от остановленных скважин, заявил «МБХ медиа» Михаил Ходорковский, комментируя последнее падение цен на нефтяные фьючерсы на май.
«Хранилища залили, России придется останавливать добычу. Потеряем 10–30% скважин от остановленных — в зависимости от схемы остановки. Если будут глушить скважины по-умному — 10%, по-глупому — 30%. Американцы тоже потеряют, но им проще — у них вся нефтянка 2,7% от ВВП», — сказал Ходорковский.
По словам экс-главы ЮКОСа, сложившаяся ситуация на рынке нефти — это «инерция глупой попытки Сечина угробить американскую сланцевую нефть и встречной обиды Саудовской Аравии»: «Когда 9 марта министр Новак, действуя в соответствии инструкцией Сечина, выходил из сделки, по которой России предлагалось сократить 300 тыс. баррелей, а всему концерну — 1,5 млн, они не могли и предположить, что через 40 дней за бензин на заправках водителям будут доплачивать (не в России)».
Вместо сокращения добычи на 1,5 млн баррелей больше месяца, напоминает Ходорковский, «действовало ее увеличение на 2,5 млн минимум»: «Итого на рынок выплеснулось 160 млн баррелей, которые целиком ушли в и так уже полузаполненные хранилища, плюсом к сократившемуся еще больше потреблению. И хранилища просто кончились, добывать некуда».
Сокращение добычи, по словам Ходорковского, не очень помогло: «Трамп попытался уговорить Путина и арабов на сокращение добычи. На выходе минус 9,7 млн баррелей — при условии, что все это будут выполнять, — а рынок-то снял потребление 20 млн. Результат — цена сорвалась в штопор, ведь легче субсидировать пару поставок, чем гробить скважины».
На вопрос, как будет развиваться ситуация дальше, Ходорковский ответил: «Теперь нас ждет небольшой отыгрыш цены. Возможно, дополнительные сокращения объемов добычи. Американцы сократят не больше 5 млн баррелей, а их нефтяники совершат еще одну технологическую революцию, после чего нефть по 15-20 станет для них прибыльной. Арабы прихватят новые рынки и останутся в комфортной им зоне 10-11 млн баррелей. Путин переложит, точнее, уже переложил, все на население с помощью девальвации и отказа от поддержки людей и мелкого бизнеса. В целом — огромная потеря бюджетных денег и переоценка миром ситуации с нефтью от «завтра все кончится» к более реалистичному «детям и внукам хватит, а правнуки придумают термояд или еще что”».
20 апреля рухнули цены на нефть. На пике падения американская нефть Western Texas Intermediate (WTI) потеряла 300% своей стоимости и стоила минус 37 долларов за баррель — это значит, что продавцы готовы были доплатить тем, кто купит эту нефть. Цена нефти достигла отрицательных значений впервые в истории.
Эти цены относятся к фьючерсам на поставку нефти в мае, 20 апреля был последний день, когда они продавались. Цены на поставки WTI в июне составляют примерно 21 доллар за баррель.
Вслед за американской нефтью 20 апреля упали цены на майские фьючерсы на поставку европейской нефти Brent и зависящей от нее российской Urals, они тоже достигли отрицательных значений. Brent стоила минус 3,5 доллара, Urals минус 3 доллара за баррель.
Непосредственным толчком к резкому падению цен стала переполненность единственного в США нефтяного хаба Кушинг в штате Оклахома, отмечает издание Bloomberg.
Цены на июньские фьючерсы нефти тоже упали, но не так сильно. Контракты на поставки WTI в начале лета сейчас стоят 20,95 доллара за баррель, Brent — 25,96 доллара за баррель.
На фоне падения цен на нефть утром 21 апреля рубль подешевел относительно доллара и евро. Один доллар сейчас стоит 76,50 рублей, что почти на два с половиной рубля дороже, чем 20 апреля. Евро тоже вырос больше чем на два рубля и стоит 82,76 рублей против вчерашних 80,52.