Чаще всего россияне встречают бойцов Росгвардии на массовых мероприятиях: футбольных матчах, концертах, акциях протеста. В последние недели каждую субботу на улицах Москвы сотни росгвардейцев перекрывают улицы, задерживают людей, бьют их дубинками и просят разойтись, но это не единственная их функция. Периодически сотрудники Росгвардии выезжают на обычные вызовы граждан, которые обращаются по телефону «112». В каких случаях это происходит, и чем аргументируется?
Новостей о том, что сотрудники Росгвардии приехали на обычный вызов полиции, становится все больше. Например, в начале июля этого года во Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК) по вызову охранников приехали росгвардейцы в бронежилетах и с автоматами.
За несколько месяцев до этого преподаватели ВГИКа запретили студенту Артему Фирсанову снимать свою дипломную работу — фильм о Кирилле Серебренникове и уголовном деле против него — в павильонах института, а позже поставили ему низкую оценку. На апелляционную комиссию Фирсанов пришел с диктофоном, из-за которого преподаватели и вызвали бойцов Росгвардии.
Позже во ВГИК приехали и полицейские, они приняли заявление Фирсанова о краже диктофона (его у студента отобрали преподаватели и росгвардейцы), но само устройство так и не вернули.
Администратор группы «Омбудсмен полиции» во «ВКонтакте» Владимир Воронцов рассказал «МБХ медиа» о том, что на такие вызовы приезжают сотрудники, занимающиеся вневедомственной охраной. Это подразделение входит в структуру Росгвардии и охраняет объекты, с владельцами которых, чаще всего, Федеральная служба войск нацгвардии (официальное название органа) заключает контракт. «Приезжает не просто Росгвардия, а приезжает вневедомственная охрана, — рассказывает Воронцов. — Они еще со времен милиции существуют как отдельное подразделение. У них своя бухгалтерия, свой кадровый отдел, свое начальство, но при этом Росгвардии они тоже подчинены».
Работа сотрудников вневедомственной охраны, по словам Воронцова, устроена так: утром они оказываются у себя, в подразделении вневедомственной охраны, там получают экипировку и предварительные указания, после чего некоторые из них едут в отдел полиции, где становятся подчиненными дежурного сотрудника ОВД.
«Сейчас кадровое состояние патрульной-постовой службы оставляет, мягко говоря, желать лучшего, — продолжает Воронцов, — Поэтому порой дежурному в отделе просто некого отправить на вызов и тогда он может отправить сотрудников вневедомственной охраны, то бишь росгардейцев. Но в нормальном режиме они реагируют не на указания начальника или дежурного в ОВД, а на сигналы тревоги, которые поступают с объектов, которые охраняет Росгвардия. То есть у них собственная дежурная часть, но, по сути, двойное руководство».
На сайте Росгвардии сказано, что за первое полугодие 2019 года в Федеральную службу войск национальной гвардии было подано чуть больше пяти тысяч обращений. Указываются и темы, по которым граждане обращаются к Росгвардии: государственный контроль и лицензионно-разрешительная работа (в основном — оборот оружия, выдача лицензий на него), кадровое обеспечение и прохождение службы и жилищное обеспечение военнослужащих.
То есть речь идет об обращениях самих военнослужащих в центральный аппарат Росгвардии для решения корпопративных вопросов, статистики заявлений других граждан в ведомство нет. Когда в 2016 году Росгвардия создавалась на основе Внутренних войск МВД, среди ее целей было «участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности».
Дать «МБХ медиа» оперативный комментарий о том, выезжает ли Росгвардия на вызовы полиции, в пресс-службе ведомства отказались.