in

«Вы зачем детей убили, Ильназ?» Репортаж из Казани — города, который стал центром российской трагедии

Репортаж из Казани — города, который стал центром российской трагедии
Фото: «МБХ медиа»

Корреспондент «МБХ медиа» провела три дня в Казани, где 11 мая Ильназ Галявиев застрелил девять и ранил 20 человек в гимназии №175. Она встретилась с родственниками раненых и погибших, с людьми, знакомыми с Галявиевым. О том, как Казань восприняла трагедию и кого ее жители винят в случившемся – в материале «МБХ медиа». 

«И он идет»

К выходу из Самосыровского кладбища Казани идет рослый плечистый юноша и захлебывается слезами. Вслед за ним движется процессия в черном – примерно 40-50 человек. Просят не снимать. Только что закончились похороны Эльвиры Игнатьевой – 26-летней учительницы английского языка, которая отдала жизнь, закрыв собой ребенка во время стрельбы. В тот день она вела урок у подгруппы в 8 «А» классе. Очевидцы говорят, что, услышав выстрелы, она вышла в коридор и наткнулась на человека с ружьем. Она оттолкнула одного из учеников, встала между ним и стрелком и получила пулевое ранение, несовместимое с жизнью. «Она [скончалась] сразу, ее даже в скорую не стали везти», – рассказала «МБХ медиа» ее ученица. Вторую погибшую учительницу звали Венера Айзатова – она вела уроки у начальных классов. Айзатова попалась стрелку на пути в коридоре, позже она от полученных ранений скончалась в больнице, не приходя в сознание. 

Эльвира Игнатьева была руководителем в седьмом классе, ее ученики пришли на похороны. Семиклассницы рассказывают, что когда в школу ворвался стрелок, у них была алгебра. «Мы с подружкой сидели на последней парте. Дверь была приоткрыта. Мы слышали громкие хлопки, но не было похоже, что дробовик стреляет. Думали, может, что-то упало. И когда уже второй раз это повторилось, я поворачиваюсь, вижу, лежит девочка, видны были только ноги. И он идет. С автоматом» (Галявиев был вооружен полуавтоматическим ружьем Hatsan. — «МБХ медиа»). После этого, по словам школьниц, директор стала делать объявление по громкоговорителю, а их учительница скомандовала: «Бегите». 

Эльвира Игнатьева
Эльвира Игнатьева. Фото: из личного архива

Девочкам повезло: они были на первом этаже. Одно из окон было закрыто за замок, но удалось выбраться через другое. «Мы плашмя друг на друга падали. Вроде бы было не высоко, но там был подвал. Кто ногу сломал, кто позвоночник», – рассказывает одна из учениц. Когда девочки выбежали, они услышали звуки взрыва, видели, как окна вылетают вместе с рамами. 

Эльвира Игнатьева была победителем конкурса «Учитель года». По словам родных и коллег, она очень любила детей и тратила на них буквально все силы и свободное время. Сами ученики говорят, что Игнатьева была «даже слишком доброй», всегда прикрывала и защищала их перед директором. 

Дядя Эльвиры Игнатьевой – Талгат Гумеров – после похорон согласился поговорить с журналистами. Он был в шоке и смог рассказать только, что сама Эльвира хотела перейти в другую школу, недавно она выиграла грант. Что она постоянно готовилась дома к урокам, читала, занималась самообразованием. Что «была очень хорошей, но такая ей была предначертана судьба». «У каждого человека есть она, когда человек рождается, Аллах тогда уже начертает ему, сколько ему жить», – говорит Талгат Гумеров. 

Через два дня после трагедии в разных городах России на улицах появились баннеры с фотографией Эльвиры Игнатьевой и подписью «Учитель-герой». 

Бог, который ничем не выделялся 

Дом, в котором жил стрелок Ильназ Галявиев – шестиэтажка со странными круглыми балконами. По словам соседей, Галявиева не было ни слышно, ни видно – подросток жил на шестом этаже, в доме есть лифт, встретиться с ним соседи теоретически могли только возле подъезда. Известно, что родители съехали от Галявиева в другую квартиру. Говорят, что у стрелка с ними был конфликт.

От дома Галявиева до гимназии №175 семь минут ходьбы. 11 мая он взял дробовик и пошел в родную школу, укутавшись в черный шарф с красной надписью «Бог» и помахивая ружьем (приветствовал таким образом людей на улице). Он зашел в здание и открыл огонь по ученикам и учителям, а еще установил самодельную взрывчатку на первом этаже, которая разрушила часть помещений. Погибло 9 человек – семеро школьников и двое учителей, 21 человек пострадал. Перед тем, как совершить нападение на школу, Галявиев завел телеграм-канал под названием «Бог» и написал в нем о намерении убить «огромное количество биомусора» и покончить с собой. Основатель Telegram Павел Дуров заявил, что публичным канал Галявиева стал за 15 минут до трагедии. 

Последние четыре года Галявиев учился в колледже при университете управления ТИСБИ по специализации «информационные технологии». Ректор ТИСБИ Нэлла Прусс рассказала «МБХ медиа», что в январе 2021 года Галявиев внезапно перестал посещать занятия. Учился он на четверки и пятерки, был спокойным, всегда опрятно одет, в разговорах со своими сокурсниками ничем не выделялся. 

Устроивший стрельбу в казанской школе №175, Ильназ Галявиев
Устроивший стрельбу в казанской школе №175 Ильназ Галявиев. Фото: телеграм канал «Бог»

«Замечаний к нему никаких не было по учебе, ни по поведению. Единственное – он был очень замкнут и нацелен на гаджеты. Как говорят, он не расставался с телефоном и ноутбуком. С однокурсниками у него были нормальные, хорошие отношения, он ни в чем не был замечен: никаких психических отклонений мы у него не видели. У нас работают психиатр и психолог, и не было ни одной ситуации, чтобы в колледже ему предложили обратиться к ним». 

Почему же никто не забеспокоился, когда Галявиев перестал посещать занятия в последний год обучения? Ректор говорит, что в колледже таких много. «Родители были оповещены, с ним тоже постоянно общались. Но он то не отвечал на звонки, то появлялся в колледже и сразу уходил. Он не сдал преддипломную практику, поскольку на нее не ходил, и три госэкзамена. После этого его сразу отчислили — 26 апреля вышел приказ о его отчислении». По словам ректора, все в абсолютном шоке от того, что расправу учинил именно Галявиев — он был «слишком тихий», и от него точного такого никто не ожидал. О дальнейших планах Ильназа – например, о поступлении его после колледжа в университет, – ректору также ничего не известно. 

Нэлла Прус
Нэлла Прус. Кадр из видео «МБХ медиа»

Из рассказа старосты группы, в которой учился Галявиев, стало известно, что за некоторое время до преступления стрелок предлагал одногруппникам вступить в секту. «Его никто не гнобил, и он никого не трогал. Учился хорошо — на первой парте сидел, плохое зрение было. За девчонками не гонялся — просто не способен был в силу характера. И, как мне кажется, в одиночку он на такое бы не пошел. Просто не способен был что-то такое сделать, – рассказал староста Роберт Сибгатуллин порталу E1, — кстати, где-то полгода назад он предложил одному нашему одногруппнику вступить в секту. Сказал: «Есть секта, давай к нам». Мы подумали, что это прикол, и как-то свели всё на нет. А сейчас вот думаю, что, может, и не прикол это был». Он также предполагает, что Галявиев купил оружие на деньги, заработанные в компьютерной игре Counter Strike. «Он продавал игровую валюту. Как мне кажется, полученные деньги он и пустил на покупку оружия. И лицензию на оружие, мне кажется, купил», – говорит Сибгатуллин. 

Преступление и мера пресечения

Через несколько минут после расстрела Галявиев сдался силовикам и был задержан. На допросе в СК вел себя агрессивно и неадекватно: много матерился, кричал следователям, что считает себя богом, что у него нет матери, что за некоторое время до преступления в нем «пробудился монстр». 

Известно, что на учете у психиатра или нарколога Галявиев не состоял, но не раз обращался к врачам, потому что испытывал сильные головные боли. По данным СКР, Галявиеву поставили диагноз, свидетельствующий о заболевании головного мозга. «С начала текущего года близкие также отмечали агрессивность и вспыльчивость в его поведении. Его текущее состояние характеризуется неадекватным поведением, что на данный момент препятствует полноценному проведению следственных действий с ним», – сообщали в ведомстве. «Коммерсант» также сообщал диагноз Галявиева – атрофия головного мозга. 

12 мая, после следственных действий и допроса, состоялся суд по мере пресечения для Галявиева. В «аквариум» зала заседаний Советского районного суда Казани его завели трое полицейских, причем двое из них были прикованы к нему наручниками. Галявиев был в маске, вел себя спокойно. Журналисты стали задавать вопросы: «Вы понимаете, что вы совершили?», «Вы зачем детей убили, Ильназ?», «Почему вы улыбаетесь?». Стрелок в ответ молчал. 

Суд над Ильназом Галявиевым, устроившим стрельбу в казанской школе №175
Суд над Ильназом Галявиевым, устроившим стрельбу в казанской школе №175. Фото: Александра Шведченко / «МБХ медиа»

На вопросы судьи Эрнеста Муртазина Галявиев отвечал спокойно, но как-то скованно, словно школьник у доски. Судья, кажется, не скрывал своего отвращения к подсудимому. Галявиев почему-то рассказал, что учится в колледже ТИСБИ (хотя на тот момент он был уже отчислен) и «не имеет хронических заболеваний». Выясняется, что у Галявиева есть адвокат по назначению — его зовут Александр Гиляжев, до заседания он не видел подсудимого и не общался с ним. 

Следователь, зачитывая материалы дела, сообщил, что Галявиев произвел не менее 17 выстрелов, убил 9 человек. Прокурор добавил, что стрелок действовал в одиночку, без сообщников. Ни следователь, ни прокурор, ни адвокат против меры пресечения в виде заключения под стражу не возражали. Галявиева арестовали на 2 месяца, которые он проведет в СИЗО-1 Казани. 

«Чужих туда не пускают, никогда не пускали»

Айсылу – старшая дочь Мулланура Мустафина, работника по обслуживанию здания гимназии. Именно в него первого стрелял Галявиев – но по счастливой случайности он остался жив. Мустафина перевезли в Москву на лечение; его жена, учительница родного языка и литературы в гимназии №175, осталась в Казани. Айсылу рассказывает, что, у Мустафина оказались задеты голова, брюшная полость и кости таза. Его состояние оценивается как средней тяжести. 

Айсылу
Айсылу, дочь Мулланура Мустафина. Кадр из видео «МБХ медиа»

По словам Айсылу, отец помнит все произошедшее. Он рассказал ей, что утром 11 мая вышел на территорию школы, чтобы что-то починить. Услышал странный звук на улице, на крыльце. Увидел человека с ружьем, пошел к нему, надеясь, что сможет его остановить. «Я так поняла, с его слов, что он держал дверь [закрытой]. Но стрелок выстрелил в него через дверь и разбил стекло в ней. И вот это все, вместе с осколками попало в его брюшную полость. Папа упал. Стрелок прошел дальше. Но буквально через пару шагов он перезарядил, вернулся к нему и выстрелил в голову. Я же говорю — слава богу, он, наверное, дилетант, не особо меткий стрелок, промахнулся». 

Айсылу рассказывает, что вход в школу №175 вовсе не свободный, как думают многие. На двери – домофон, и прежде, чем войти, нужно позвонить. Двери двойные, прозрачные, все происходящее на улице видно вахтерше. Айсылу считает, что Галявиев с помощью выстрела сломал замок домофона, и дверь разблокировалась. Вахтерша, по словам Айсылу, всегда контролировала всех, кто входит и выходит, с места не отлучалась. «Даже я, помню, как-то подошла, — что-то нужно было передать маме во время уроков, — и не смогла попасть внутрь школы. Мама вышла сама на крыльцо. Чужих туда не пускают, никогда не пускали». По ее словам, все произошло в считанные секунды, но вахтерша все же успела нажать «тревожную кнопку». 

У Айсылу трое детей. Двое старших уже учатся в школе, но не в той, где работают отец и мать, а в другой, ближе к дому. Младшей дочери всего пять месяцев. Я спрашиваю у Айсылу, отдала бы она своих детей в гимназию № 175 после всего произошедшего. «Отдала бы, – отвечает Айсылу. — Потому что я всему коллективу и директору доверяю на все сто процентов. Если бы не было вот этой всей слаженной системы, жертв было бы больше. Я знаю педагогов, они самые лучшие, высшего качества люди, педагоги, учителя. И директор там очень дисциплинированный, хороший». 

Мама Айсылу Альфия Мустафина вела урок на втором этаже, когда началась стрельба. По громкоговорителю она услышала, что нужно закрыть двери в классы. Она и еще один преподаватель, который находился в этот момент в классе, отвели детей подальше от дверей и окон. Кто-то – по всей видимости, стрелок – ходил и стучал в двери. Учителя открыли их только после приезда полиции. 

Альфия Мустафина в 2017 году была классным руководителем у Ильназа Галявиева – в последние несколько месяцев перед его выпуском в 9 классе. Айсылу рассказывает, что, со слов мамы, в школе Галявиев был воспитанным, хорошим, адекватным мальчиком.

2006-2021

Мемориал памяти погибшим во время стрельбы расположен прямо возле школы. Вернее, их два: на тротуаре неподалеку и прямо возле входа в школу. К первому можно было пройти спокойно, ко второму пускали по 20 человек: чтобы возложить цветы, нужно было постоять в очереди. 

Я приехала к школе 11 мая в 19.00. Тишина диссонировала с количеством пришедших. Десятки, даже сотни людей подолгу ждали, чтобы возложить цветы, игрушки, зажечь свечи и помолчать, глядя на школу и мемориал — школьные парты, накрытые бордовой тканью. 

Репортаж из Казани — города, который стал центром российской трагедии
Фото: «МБХ медиа»

Каждый второй пришедший к мемориалу плакал. Я спрашивала у некоторых из них, знают ли они кого-нибудь из этой школы. Большинство вообще не имеет никакого отношения к гимназии, просто пришли почтить память погибших. «Это наши дети, наша общая боль», – сказала девушка в черном, стоявщая в очереди с гвоздиками и плюшевым медвежонком. 

Иногда люди собираются группками и обсуждают произошедшее. До меня долетают разные версии: детей погубил интернет, «в стране нет идеологии», дети предоставлены сами себе и «творят что хотят». 

Репортаж из Казани — города, который стал центром российской трагедии
Фото: «МБХ медиа»

– Ну вот воспитания у нас нет сейчас. Раньше как было? Мы все во дворе гуляли, мама в окошко за нами смотрела. Все друг за другом ходили, живое общение какое-то было… а сейчас у них только лайки-лайки-лайки. Нет, мы конечно тоже любим внимание, я вот петь люблю… Но чтоб настолько! Он ведь вышел из школы и хотел, чтобы на него смотрели! Знал, что его повяжут и будут снимать! И не застрелился, как планировал! 

— Вот-вот. А мы сейчас здесь стоим и обсуждаем его и что было у него в голове, вместо того, чтобы вспоминать тех, кто погиб. 

«Делай уроки, я тебе сказал», – доносится из окна в одном из дворов возле гимназии 175. Я сижу на лавочке, обойдя школу по кругу. Везде – в магазинах, во дворах, в «Макдональдсе» – обсуждают трагедию. Люди продолжат нести цветы и на второй, и на третий день. 13 мая оцепление снимут, и теперь к мемориалу у ворот сможет подойти любой желающий; цветы и игрушки уже буквально некуда складывать. 

А 12 мая на разных кладбищах Казани хоронили погибших. Я посетила два. На мусульманское кладбище женщинам нельзя заходить без покрытой головы, так что пришлось отыскать в машине оператора какую-то кепку. Жара, земля сухая, даже потрескалась на некоторых горбиках могил. Но на трех захоронениях земля свежая, только что взрытая. На двух памятных табличках обозначен один и тот же временной промежуток: 2006-2021. На третьей – 2007-2021.

Репортаж из Казани — города, который стал центром российской трагедии
Фото: «МБХ медиа»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.