1 октября в немецкой газете Der Spiegel вышло интервью с Алексеем Навальным, в котором он уверенно говорит, что заказчик его отравления – Владимир Путин. Буквально через несколько часов на это отреагировал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, заявив, что Навальный работает на ЦРУ.
Уже к середине дня Навальный пообещал подать на Пескова в суд. В общем, находясь в Берлине, Навальный уверенно идет на поправку – уже, как раньше, вступает в дискуссии с российскими властями. Жаль, реального разговора в ближайшее время не предвидится: Песков сам заявлял, что в нем нет необходимости. «МБХ медиа», используя реплики главных действующих лиц, представило себе, как бы выглядел этот разговор. Получилась пьеса абсурда, как обычно.
Планета Земля, наши дни.
Навальный. Я не понимал, что происходит. Мимо меня проходили бортпроводники с тележкой. Сначала я хотел попросить у них воды, но потом решил пойти в туалет. Там я умылся холодной водой, сел, подождал и снова умылся. А потом подумал: если я сейчас не выйду, то уже никогда отсюда не выберусь. Главное, что я понимал, что боли нет, но знал, что умираю. Я вышел из туалета, повернулся к бортпроводнику — и вместо того, чтобы попросить о помощи, к собственному удивлению сказал: «Меня отравили. Я умираю». И лег перед ним на пол, чтобы умереть.
(Интервью изданию Der Spiegel).
Путин. Навальный заболел и получает хорошую медицинскую помощь.
(В разговоре с главой Евросовета Шарлем Мишелем).
Навальный. Я чувствую себя гораздо лучше, чем три недели назад, улучшения видно каждый день. Еще недавно я мог подняться только на десять ступенек, но теперь могу аж на пятый этаж. Но главное, что ко мне вернулись мои умственные способности. Сейчас моя задача — научиться стоять на одной ноге, вытягивая другую вперед: я тренируюсь этому каждый день. Самая большая проблема — это сон: если раньше я смеялся над людьми с такими проблемами, то теперь сам не могу заснуть без снотворного: это из-за комы и наркоза, когда я не спал и не бодрствовал. (Интервью изданию Der Spiegel).
Путин. Навальный мог сам проглотить этот яд. (В разговоре с Макроном).
Навальный. Хорошая версия. Считаю, что заслуживает самого пристального изучения. Сварил на кухне «Новичок». Тихо отхлебнул из фляжки в самолете. Впал в кому. До этого договорился с женой, друзьями и коллегами, что, если Минздрав будет настаивать, чтоб меня увезли лечить в Германию, они ни в коем случае не позволяли это сделать. Помереть в омской больнице и оказаться в омском морге, где установили бы причину смерти «пожил достаточно», — вот конечная цель моего хитрого плана. Но Путин меня переиграл. Его просто так не проведешь. В итоге я, как дурак, пролежал в коме восемнадцать дней, но своего не добился. (У себя в Instagram).
Песков. Наши врачи, между прочим, трое суток боролись за жизнь пациента. Возможно, спасли эту жизнь. (В беседе с журналистами).
Навальный. На мой взгляд, главврач омской больницы хуже, чем секретные агенты, которые убивают людей. По крайней мере, для них убийство — профессия. А он все знает, но рассказывает миру что-то про нарушение обмена веществ или что я выпил много самогона. То есть это люди, которые называют себя врачами и готовы подождать, пока я умру. Ненавижу ли я их? Возможно. Хочу ли я взять в руки большой меч и поотрубать им головы? Нет. Я верю в верховенство закона. Эти люди должны предстать перед судом для справедливого разбирательства. (Интервью изданию Der Spiegel).
Песков. Различные поспешные формулировки, которые так обильно используются насчет того, что с высокой долей вероятности отравление и так далее, мы терпеливо к этому относимся, но мы категорически с этим не согласны на данной стадии. Надо найти отравляющее вещество. Как мы можем говорить об отравлении, если нет отравляющего вещества? (В беседе с журналистами).
Навальный. Я утверждаю, что за этим преступлением стоит Владимир Путин, и у меня нет других версий произошедшего. Я говорю это не из самомнения, а на основании фактов. И самый важный факт — «Новичок». Приказ его использовать или изготовить могут отдать только два человека — глава ФСБ или СВР. Может быть, еще ГРУ. Если вы знакомы с российской действительностью, то вы знаете, что глава ФСБ Александр Бортников, глава СВР Нарышкин или глава ГРУ не могут принять такое решение без указания Путина, они перед ним отчитываются. (Интервью изданию Der Spiegel).
Песков. Считаем, что подобные обвинения в адрес президента являются безосновательными, недопустимыми, оскорбительными и неприемлемыми. (В беседе с журналистами).
Входит председатель государственной думы Вячеслав Володин
Володин. Навальный — бесстыдник и подлец. Путин спас его жизнь. Если то, что с ним случилось, было срежиссировано спецслужбами западных государств – тогда его заявление укладывается в эту логику. Его искренне спасали все — от пилотов и врачей до Президента. И делать такие заявления может только непорядочный человек. (Комментарий на официальном сайте Госдумы).
Навальный. И снова я не понимаю. От чего спас-то? Российские власти отрицают отравление. Если верить их версиям и словам самого Путина, спасти меня можно было только от самогона, диабета и симуляции отравления. (У себя в Twitter).
Володин. Навальный работает с западными спецслужбами, действует в их интересах. Бундестаг не идет на создание рабочей группы с Госдумой, чтобы разобраться в произошедшем с Навальным. (Комментарий на официальном сайте Госдумы).
Навальный. Для Путина и его людей было важно, чтобы я не получил статус мученика, чтобы меня — живого или мертвого — не наделили никаким политическим капиталом, даже посмертным. Поэтому меня в итоге выпустили, ведь если бы я умер в Омске, это было бы их ответственностью. И, я думаю, они ждали сорок восемь часов, потому что надеялись, что яд в итоге не обнаружат. (Интервью изданию Der Spiegel).
Песков. С ним (с Навальным) работают специалисты ЦРУ в эти дни. Это не первый раз, когда ему дают разные инструкции. Реальными конкурентами президента по политической борьбе являются совсем другие люди и совсем другие силы, и они не квази и не маргинальные, а настоящая оппозиция. Вот. И именно поэтому, исходя из того, что я сказал, мы не считаем возможным участвовать в какой-либо дискуссии в дальнейшем. (В беседе с журналистами).
Навальный. Я крайне редко подаю в суд на пропагандистов, однако здесь прямое утверждение от госчиновника. Если у органов государственной власти, от лица которых говорит Песков, есть доказательства той чуши, которую он несет, то это вопрос государственной безопасности России, и я требую опубликовать эти доказательства. (У себя на сайте).
Путин. Простой баламут в интернете. (В разговоре с Макроном).