Сразу два интернет-издания Baza и 74.ru 18 января выпустили расследования о взрывах в Магнитогорске. В материалах журналистов приводится множество свидетельств в пользу версии о теракте в Магнитогорске.
Издание Baza: взрыв дома в Магнитогорске — один из серии запланированных терактов
Публикация о теракте в Магнитогорске — первый материал издания Baza. В телеграм-канале проекта говорится, что оно запущено «выходцами из Mash, Life и других СМИ».
По информации издания, взрыв подъезда жилого дома в Магнитогорске 31 декабря был терактом. Baza называет несколько имен тех, кто планировал произвести серию терактов в городе — Махмуд Джумаев, Алишер Каимов и Альмир Абитов.
После того как Махмуд Джумаев в 2015 году устроился на работу в таксопарк, он стал все больше углубляться в религию, предложил жене принять ислам, меньше общался с семьей — сообщает Baza, ссылаясь на супругу Джумаева. Во время обысков в ее квартире, утверждают журналисты, сотрудники ФСБ обнаружили несколько книг, признанных в России экстремистскими.
По версии Baza, Альмир Абитов вместе с женой Валентиной принял ислам в 2014 году. Он работал в автомастерской, куда приезжал чинить свою «ГАЗель» Джумаев. Там они познакомились, а летом 2018 года подружились. С того момента, как утверждает издание, Абитов и Джумаев стали готовить серию терактов. Их подельником Baza называет Алишера Каимова, который работал в том же таксопарке, что и Джумаев.
Они примерно за полгода планировали несколько терактов на новогодние праздники в Магнитогорске, считает издание. Взрыв в доме 164 на проспекте Карла Маркса должен был состояться на день позже, в ночь с 31 декабря на 1 января. По версии Baza, террористы сняли в доме квартиру 30 декабря. Они рассматривали и другие варианты аренды квартир в многоэтажных жилых домах.
Журналисты Baza ссылаются на пять своих источников, каждый из которых утверждает, что при взрыве использовалось одно из самых мощных взрывчатых веществ — гексоген.
У террористов, утверждает издание, была квартира, в которой они готовились к осуществлению взрывов. Она находилась в доме 93 на проспекте Ленина. Вечером первого января район вокруг этого дома был оцеплен.
В маршрутке, которая была взорвана в тот вечер, находились Джумаев, Каимов и Абитов, сообщает Baza. Они пытались скрыться на «ГАЗели», и в них стреляли на поражение.
Что узнало челябинское издание 74.ru
Взрывное устройство в урне?
Издание отмечает, что силовики отмалчиваются по поводу сообщений об обнаружении 1 января в урне возле торгового центра «Континент» предмета, похожего на взрывное устройство. Журналисты получили свидетельство от работницы цветочного магазина, рядом с которым в урне нашли устройство похожее на бомбу — пятилитровую бутылку, обмотанную проводами, — она видела, как силовики оцепили урну и увезли устройство. Торговый центр, рядом с которым расположена урна, на следующий день не работал, хотя сотрудники ТЦ об этом не знали и пришли утром на работу.
Взорванная маршрутка: газ или бомба?
Кто погиб в маршрутке, было ли возбуждено уголовное дело и по какой статье — на эти вопросы официальных ответов нет до сих пор, отмечает издание. Журналисты напоминают, что на видео с места взрыва «Газели» были слышны звуки, похожие на выстрелы, при этом они добавляют, что такой аудиоэффект создавали лопающиеся при горении запчасти автомобиля.
Особое внимание 74.ru обращает на фотографию сгоревшей маршрутки: газовый баллон у «Газели» остался целым.
Кто погиб в «Газели»
Журналисты узнали имена двух предполагаемых погибших: тех же Махмуда Джумаева и Альмира Абирова. Они узнали, что Джамиев — 1975 года рождения, родился в Узбекистане. Он был владельцам этой «Газели» и занимался извозом в компании «Стрелец», а уволился за несколько дней до взрыва. В компании не знают о причинах увольнения.
Издание поговорило со свидетелями взрыва маршрутки: «Там троих убили, — проявила осведомлённость ещё одна соседка. — Один из них наш местный, у него брат и жена в деревне под Магнитогорском живут. Он занимался нехорошей деятельностью. В какую-то группировку попал, с чеченцами связался», — сказала неназванная жительница.
Журналисты связались с другом погибшего из Узбекистана: по его информации родственники еще не получили тело Джумаева.
У погибшего была жена Олеся. Она подтвердила, что знает его, но на вопросы 74.ru отказалась отвечать.
Альмир Абитов приехал в Магнитогорск из села Кирса, которое находится недалеко от города. Журналисты отправились туда: один из местных жителей рассказал им, что Абитов сидел в тюрьме. Также 74.ru познакомились с братом погибшего — Русланом. Он рассказал, что у всей семьи провели обыски. Мать и брата допросила ФСБ. Еще у матери взяли образцы ДНК. На допросе им показывали две фотографии мужчин, похожих на выходцев из Средней Азии. Сам Руслан не верит, что его брат мог совершить теракт.
Журналисты направили запросы в Следственный комитет и ФСБ c просьбой прокомментировать ход расследования, ведомства пока не ответили, но, как отмечает 74.ru, у них есть еще предписанное законом время для ответа. Журналисты сравнивают поведение СК в случае Магнитогорска и взрыва в Шахтах, в последнем следователи дали подробный отчет, в какой квартире произошла утечка и кто там жил, а по Магнитогорску — нет.
Также 18 января стало известно о том, что террористическая группировка «Исламское государство» (ИГ), запрещенная в России, взяла на себя ответственность за взрывы в жилом доме и в микроавтобусе в Магнитогорске, об этом сообщило издание SITE Intelligence Group со ссылкой на арабскую газету «Аль-Наба».