in

«Пятая колонна» рушится: почему меня волнует то, что происходит в НИУ ВШЭ

Здание Высшей школы экономики. Фото: Геннадий Гуляев / Коммерсантъ

 

Высшая школа экономики закручивает гайки: администрация внесла поправки в Правила внутреннего распорядка и Положение о поддержке студенческих инициатив, по которым все студенческие медиа исключат из списка студенческих организаций. Когда я еще училась в Вышке (я закончила факультет мировой экономики и международной политики в 2017 году), этот реестр студенческих организаций создал студсовет вместе с администрацией — чтобы студентам было проще в них ориентироваться, а зарегистрированным организациям — получить поддержку университета. Теперь же он превращается в инструмент контроля.

Например, исключение из этого списка означает запрет проводить мероприятия в стенах Вышки от имени организации. В 2014 году под такой запрет попал «Дискуссионный клуб», который решил провести дебаты на тему «Гомосексуальность как неотъемлемая часть российской культуры». Кузьминов тогда прямо сказал: либо выбирайте другие темы, либо не собирайтесь в стенах университета. Очевидно, что найти другое место для мероприятия даже на 20 человек непросто, а студентам удобнее пойти на дебаты в соседнюю аудиторию, чем куда-то еще во внеучебное время — в итоге клуб прекратил свое существование. А в декабре 2019-го администрация отменила показ документального кино от клуба OPIA, в котором участвовал журнал DOXA — видимо, скоро таких новостей станет еще больше.

А отмену регистрации студенческой организации больше не нужно будет утверждать у студсовета — это администрация сделает сама. К мнению студсовета и раньше не то чтобы прислушивались: в соответствующем положении удобно прописано, что его мнение нужно «учитывать» — на практике со стороны администрации это превратилось в «мы вас спросим, но сделаем, как нам удобно». Но теперь даже эту формальность, прописанную еще Минобром при Ливанове, администрация Вышки решила отменить.

Кроме DOXA, которую уже исключили из списка студенческих организаций, под раздачу попадут и другие студенческие медиа: например, HSE Press, которых в прошлом можно было назвать «Российской газетой» от Вышки, а сейчас они в основном пишут о внеучебной студенческой жизни — спортивных и научных клубах, книгах и фильмах. За последние месяцы даже они, обычно избегающие острых тем, взяли интервью у Егора Жукова и Ивана Голунова и опубликовали открытое письмо в поддержку журнала DOXA. Другое медиа, которое перестанет быть студенческой организацией — The Vyshka, самое большое медиа в университете, известное тем, что в конфликтной ситуации дает высказаться всем сторонам: и студентам, и преподавателям, и администрации. 

Исключение из списка студенческих организаций означает, что они не смогут участвовать в конкурсе поддержки студенческих инициатив и получать денежную поддержку от администрации. Работающим в студенческих медиа и так не платят, но деньги нужны на поддержку сайтов и организацию мероприятий — а в условиях, когда их можно будет проводить только за пределами университета, деньги станут еще нужнее.

Во время празднования Дня Вышки, 6 сентября 2019 года. Фото: Анастасия Ольшанская / МБХ медиа

Целый пакет поправок касается правозащитной и политической деятельности студентов. Когда поправки примут, больше нельзя будет подписывать открытые письма «от имени неопределенного круга лиц» — например, от лица студентов или преподавателей НИУ ВШЭ. В случае, если вы интересуетесь политикой и высказываете свое мнение по острым вопросам, теперь нужно будет «исключать аффилиацию с Вышкой» — то есть Егор Жуков не сможет больше сказать «Я как студент НИУ ВШЭ…» и так далее. Более того, высказывания, «противоречащие уставу и ценностям университета», запрещены теперь не только в стенах Вышки, но и за ее пределами.

Все эти «нововведения» заставляют хвататься за голову не только студентов, но и выпускников. Многообразие студенческих организаций и вообще внеучебной деятельности всегда позиционировалось как неоспоримое преимущество Вышки: еще во время учебы студенты могут найти любимое дело и единомышленников — а это способствует и укреплению связей, и развитию студенческого сообщества, и наработке навыков для будущей карьеры. Все время, пока я училась в Вышке, я работала в HSE Press, а потом в студсовете — там я поняла, что в будущем хочу работать в медиа, а первый опыт работы в редакции я получила еще на втором курсе именно благодаря студенческой организации. Надо ли упоминать, как тяжело студенту получить строчку в резюме? А студорганизации как раз дают такой шанс поработать без отрыва от учебы. 

Теперь это выгодное отличие Вышки от других вузов, в которых ты либо работаешь на администрацию, либо не работаешь вообще, пропадает. В поправках ясно прописано: поддержку университета могут получить только проекты, «укрепляющие его репутацию». В мое время в студсовете было принято снисходительно смотреть на «студенческое самоуправление» в других вузах, где в студсовет проходили только люди, поддерживающие администрацию. Теперь наш университет движется ровно к тому же, да еще оправдывая это необходимостью и «защитой репутации университета».

Какой смысл имеют эти поправки? Мне кажется, что иначе как введением цензуры их назвать нельзя. Можно сколько угодно говорить, что «статус студента НИУ ВШЭ накладывает на вас некоторые обязанности», но поправки в ПВР дают Вышке прямое право на неограниченные дисциплинарные взыскания в отношении студентов, которые их нарушают — вплоть до отчисления. Представьте: у вас берут интервью на митинге, спрашивают, чем вы занимаетесь. Вы отвечаете: «Я студент НИУ ВШЭ», а через несколько дней вам приходит выговор. Два выговора — отчисление. 

Очень хотелось бы услышать комментарий ректора Ярослава Кузьминова на эту тему, но он традиционно молчит до последнего. А если и скажет что-нибудь, то наверняка это будет, как обычно, что-то в духе «никто вас не отчислит, каждый случай мы будем разбирать индивидуально, и вообще у вас есть студсовет, который вас защищает». Но никто не застрахован от действий преподавателей и тем более представителей администрации, таких как Олег Солодухин, которые уже, похоже, сводят какие-то свои личные счеты с насолившими им студенческими организациями. А после отчисления можно будет сколько угодно судиться с университетом — правила-то вы нарушили, а значит, не правы.

НИУ ВШЭ всегда позиционировался как «либеральный» университет, который ориентируется на европейские стандарты образования, в котором позволено то, что не позволено в других — в том числе и с государственной поддержкой. Похоже, с приходом в университет на руководящие должности целой плеяды сотрудников, раньше работавших в госструктурах, это закончится. 

Утром 17 января инициативная группа #вшэпротивцензуры объявила публичную дискуссию, которая состоится в 16:00 в атриуме корпуса НИУ ВШЭ на Покровке. Через несколько часов администрация назначила на те же 16:00 свое мероприятие в соседнем корпусе: встречу со студентами, на которой «ответят на вопросы о поправках». Какая знакомая ситуация — митинг мы вам разрешим провести, но организуем его сами, где нам удобно и на наших условиях. Наши корреспонденты пойдут на оба мероприятия и расскажут, что на них происходило.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.