1 апреля должен начаться весенний призыв — соответствующий указ 30 марта подписал Владимир Путин. При этом ряд субъектов Российской Федерации начал объявлять о переносе сроков весеннего призыва. А 31 марта министр обороны Сергей Шойгу принял решение не отправлять призывников к местам службы раньше 20 мая. Но до отправки в воинские части 135 тысяч призывников еще должны пройти медицинское освидетельствование в военкоматах.
Еще 29 марта военный комиссариат Самарской области объявил, что призывная комиссия не будет работать до 14 апреля. На данный момент о переносе сроков призыва объявили комиссариаты Алтайской, Ульяновской, Орловской, Ростовской областей, республик Бурятия и Коми, Хабаровского края, Ямало-Ненецкого автономного округа и Санкт-Петербурга. Военная прокуратура сообщила о переносе призыва на Северный флот. 31 марта министр обороны Сергей Шойгу распорядился не отправлять призывников на места службы ранее 20 мая.
Но до отправки в воинские части призывники еще должны пройти медицинское освидетельствование в военкомате. Публичных распоряжений от комиссариата Москвы, который сейчас закрыт на изоляцию, нет. «МБХ медиа» удалось узнать, что существует внутреннее распоряжение военного комиссариата Москвы, согласно которому до 6 апреля военкоматы не принимают посетителей, в том числе призывников. Военкоматы на местах в растерянности и противоречат друг другу.
Андрей Курочкин, заместитель председателя Комитета солдатских матерей рассказал «МБХ медиа», что в комитет массово поступают обращения и жалобы от призывников, которые должны явиться на медкомиссию в военкомат уже шестого апреля: «Массово идут звонки и обращения, у людей повестка на понедельник, они звонят дежурному, дежурный отвечает, что да, в понедельник их ждут. Если человек недавно прилетел откуда-то и должен сидеть на карантине, возникают большие сложности. Мало того, многие призывники учатся в медицинских ВУЗах и так далее, а студентов, обучающихся в таких учреждениях, привлекли на работу на вокзалы, на границы, в другие подобные места, чтобы отслеживать больных и оказывать медицинскую помощь, студентов бросили на самый горячий тяжелый очаг».
По словам Курочкина, призыв во время эпидемии опасен не только из-за вероятности заразиться коронавирусом. Призывники вынуждены идти на медицинское освидетельствование, когда в Москве закрыто множество медицинских учреждений, это усложняет ситуацию молодым людям с хроническими болезнями. В таких условиях им сложнее получить перед медкомиссией свежие снимки или заключения врачей, которые могли бы им помочь избежать службы. «Под предлогом того, что больницы закрыты, военкоматы будут еще больше игнорировать жалобы по состоянию здоровья, признавать годными и сразу на отправку в армию. Мы видим, что призывники пострадают от этого и большее количество молодых ребят будут отправляться больными в армию, что будет увеличивать количество нарушений, которых и так много».
Председатель военной коллегии адвокатов Владимир Тригнин сообщил «МБХ медиа», что существует внутреннее распоряжение военного комиссариата города Москвы о прекращении приема посетителей московскими военкоматами до 6 апреля. Тригнин допускает продление сроков действия этого распоряжения и полагает, что в сложившейся ситуации призывные комиссии будут заниматься подготовительными мероприятиями: выборкой личных дел, составлением книги учета вызовов, планированием вызовов граждан. Адвокат сомневается, что существует возможность обезопасить призывников: «Архисложно организовать социальную дистанцию и безопасный карантин в условиях призыва. Как можно организовать эту систему с учетом количества людей, которое проходит через военкоматы? Это больше 50 человек за день может быть, это очень сложно, практически невозможно. Сборные пункты нужно как-то устроить соответствующим образом, человек, находясь на сборном пункте, может кучу людей перезаражать. 10-20 или больше человек от каждого военкомата отправляются на сборный пункт, эти молодые люди ожидают отправки в воинскую часть. Там может быть и 100, и 200, и 300 человек. Карантин предполагается уже после прибытия в воинскую часть, там нет одиночных боксов».
Тригнин объясняет местные инициативы по переносу дат призыва инертностью власти: «Для правительства в данной ситуации по каким-то причинам, непонятным мне и вам, выполнение плана призыва и комплектование вооруженных сил важнее, нежели борьба с коронавирусом. С чем это связано, сложно сказать, можно предположить инертность системы, которая работает в этом направлении. Люди гибнут, вирус, пандемия, но призыв все равно. Хотя в других странах, например, в Грузии или Украине, призыв перенесли. Вообще сроки призыва определены федеральным законом, для этого нужно было бы внести поправки в Федеральный закон, но ввиду неотложности ситуации такая поправка могла быть внесена в указ. Как мы видим, ситуацию исправляют на местах».
По мнению Курочкина, перенос фактических дат набора приведет к срыву планов по призыву: «Если они фактически начнут призывные мероприятия с 15 апреля или мая, то им будет гораздо сложнее выполнить задачу, которая перед ними стоит. Она и так сложно выполняется, а тут будет катастрофически. И так в военкомате налево и направо нарушаются права, сейчас под этой эгидой коронавируса вообще всех грести будут».
Чтобы прояснить порядок призыва во время изоляции, мы попытались дозвониться на горячую линию Министерства обороны для призывников. Горячая линия работает всего четыре часа в неделю во вторник и четверг, но даже в этот небольшой промежуток времени все четыре указанных телефона не отвечают, как не отвечают и в Центральном военном комиссариате Москвы.
Противоречивые комментарии удалось получить от дежурных Преображенского и Даниловского комиссариата. Дежурный Преображенского комиссариата ответил, что «по нашему военкомату все выходят на работу после шестого числа, по всем остальным московским военкоматам, скорее всего, так же». Даниловский комиссариат закрыт на карантин до 14 числа. На вопрос, каким распоряжением регулируется их закрытие, дежурный ответил: «У нас над дверью висит распоряжение мэра Собянина, если хотите — приезжайте и посмотрите».
Начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации Евгений Бурдинский в публикации официального печатного органа Вооруженных сил «Красная звезда» сообщил, что для безопасности призывников будут приняты следующие меры:
— Призывные и сборные пункты будут обеспечены бесконтактными термометрами, бактерицидными облучателями, тестами, масками и дезинфекцией;
— Организовано раздельное посещение военных комиссариатов с использованием запасных выходов;
— Весь транспорт будет дезинфицироваться;
— Личный состав на открытом воздухе и в местах скопления людей должен носить медицинские маски;
— Новобранцев в зданиях вокзалов и аэропортом будут размещать по возможности отдельно от гражданского населения;
— После прибытия в воинскую часть призывники будут помещены в отдельную казарму на двухнедельный карантин.