С начала пандемии коронавируса в России количество безработных стремительно растет. Закрываются заведения, «срываются» рекламодатели, разрываются контракты. Перестают работать целые компании, а другие же просто переживают нелегкие времена, поэтому зарплаты урезаются, задерживаются или не выплачиваются вовсе.
Депутаты КПРФ предложили ввести категорию «вынужденных безработных», которые не лишись работы, но остались без зарплаты из-за ковида, — и платить им ежемесячно выплаты в размере среднего заработка, но не ниже МРОТ.
Рассказываем, кто может войти в новую категорию и готово ли государство пойти на такие компенсации.
Безработные с работой
Как утверждается в документе, опубликованном на сайте парламента, из-за введения режима повышенной готовности или ЧС, не все организации могут предоставить своим сотрудникам работу, «обусловленную их трудовой функцией». Например, не всякую компанию можно перевести на удаленный режим работы.
Как указано в документе, работодатель все равно обязан платить зарплаты, но не всегда может себе это позволить. А некоторые организации вовсе приостановили работу, что привело к падению или полному отсутствию выручки.
Тут возникает правовая коллизия — не обеспеченные работой сотрудники не признаются безработными, так как их все еще связывает договор с работодателем, в то время как из-за падения выручки зарплату им не выдают.
За нарушение сроков выдачи зарплаты работодателя могут привлечь к административной ответственности. В первый раз он может отделаться предупреждением, а могут сразу выписать штраф — от 30 до 50 тысяч рублей.
Депутаты предлагают выплачивать из бюджета таким людям, официально трудоустроенным, но фактически безработным, не менее среднемесячной зарплаты и не ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ). Рассчитывать на выплату смогут те, у кого заключен действующий трудовой договор с работодателем, деятельность которого попала под запреты. Среднюю зарплату планируют выводить по документам из налоговой.
Пойдет ли на это государство
В КПРФ предложили платить «вынужденно безработным» за весь период, с момента ограничений, наложенных на деятельность компании, до их снятия. Но пока инициативу не рассмотрели в Госдуме — только приняли документы.
В августе стало известно, что коронавирус привел к закрытию 1,16 миллиона компаний в России. Основными причинами массового сокращения небольших организаций называют финансовые проблемы из-за карантинных «каникул», разногласия с арендодателями, падение покупательского спроса и ужесточение требований Роспотребнадзора.
Пандемия затронула до 67% малых, средних и крупных предприятий, а также ИП в России — всего свыше четырех миллионов компаний. При этом господдержкой смогли воспользоваться только треть признанных пострадавшими организаций.
2 апреля правительственная комиссия по повышению устойчивости российской экономики утвердила список системообразующих организаций, которым в период «нерабочих дней» оказывается поддержка. Исследование «МБХ медиа» показало, что что 122 компании из 1113 в этом списке контролируются или тесно связаны с семьями федеральных, региональных чиновников и депутатов; 92 компании имеют офшорную структуру собственности; 214 компаний принадлежат 200 богатейшим россиянам из списка Forbes, а само государство контролирует прямо или косвенно 379 компаний из списка, которые могут рассчитывать на господдержку.
Среди этих компаний, например, «Роснефть», «Газпром», «Росатом», а также их структуры. Кроме того, в список попали «Почта России», «Оборонэнерго», Первый канал, КамАЗ, АвтоВАЗ, «Вертолеты России», «Уралмаш НГО Холдинг».
Сложно представить, сколько людей по всей стране реально нуждается в финансовой поддержке, это могут быть сотни тысяч человек. Неизвестно, захочет ли государство брать на себя такие обязательства, и, тем более, выплачивать из бюджета средний заработок сотрудника. Пока что тем, кто потерял работу после 1 марта, правительство назначило пособие по безработице в размере МРОТ — 12 130 рублей. Также ввели дополнительный бонус для самозанятых — налоговые вычеты, сумма которых составит более 20 тысяч рублей.
Адвокат, специалист по гражданскому, трудовому, международному частному праву и правам человека, заместитель председателя Московской коллегии адвокатов «ЮристАрх» Марина Захарина скептически смотрит на инициативу — она считает, что платить из бюджета даже МРОТ правительство не готово.
«Боюсь, что это выглядит как пустые мечтания, — сказала Захарина в беседе с «МБХ медиа». — Если государство решит платить [«вынужденно безработным»], это было бы неплохо, но это вряд ли. Скорее предложили бы, чтобы работодатели платили».
Марина Захарина также отметила, что в любом случае выплаты в размере МРОТ — это очень мало, «на них не проживешь». «Если бы платили нормально, хотя бы две трети или три четверти от заработной платы, то тогда бы я еще поняла смысл. И на полный период безработицы. Не мизерную сумму, а столько, чтобы человек смог содержать себя, содержать семью и не голодать».
Положительно оценила инициативу депутатов КПРФ эксперт по трудовому праву, преподаватель РУДН, государственный инспектор труда Федеральной службы по труду и занятости Ольга Петрова в беседе на телеканале «Звезда». «На период пандемии это действительная помощь малому и среднему бизнесу, так как они действительно пострадали», — заявила она, отметив, что необходим более четкий механизм получения денег.