Ежегодно Минобороны рассекречивает архивные документы военных лет — чаще всего их публикация приурочена к праздникам и памятным датам. Историк Никита Петров рассказал «МБХ медиа», в чем сложность процедуры рассекречивания и почему на самом деле все эти документы уже давно должны были быть доступны для всех.
Публикация рассекреченных архивных документов часто приурочена к конкретным датам: перед военными праздниками или годовщинами исторических событий на интернет-портале Минобороны появляются тематические разделы. Накануне 9 мая в 2020 году ведомство рассекретило архивные документы об освобождении Праги и штурме Берлина — наградные листы, приказы, донесения разведки, отчеты и сводки с фронта. Ранее, в феврале того же года, были опубликованы документы об освобождении Будапешта и Братиславы. Документы рассекречиваются не только к милитаристским праздникам: например, в 2018 году накануне 8 марта Минобороны опубликовало документы о подвигах женщин в годы Великой Отечественной войны. На сайте появились статьи из газет, письма и фотографии, хранившиеся в фондах Центрального архива ведомства.
При этом все эти документы уже давно не должны быть секретными: согласно закону о государственной тайне, срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. Так почему газеты и письма военных лет все еще не находятся в свободном доступе? Никита Петров, историк и заместитель председателя совета историко-просветительского общества «Мемориал», рассказал «МБХ медиа», что рассекречивание архивных документов происходит очень медленно из-за бюрократических сложностей. Решение о рассекречивании документов принимает Межведомственная комиссия: экспертная группа составляет годовой план, выбирая, какие из документов целесообразно рассекретить, а каким нужно продлить срок секретности. «Хуже всего обстоят дела с рассекречиванием документов в ведомственных архивах, таких как Минобороны, МВД, ФСБ, МИД. Вот здесь полный произвол — что они хотят, то и рассекречивают. Закон о государственной тайне в архивах у нас и в ведомственных, и в государственных, не соблюдается», — рассказал Петров.
«Нужно понимать, что чаще всего публикуют то, что было давно рассекречено и выдают за вновь рассекреченное. А иногда они публикуют и то, что вообще не могло носить гриф секретности», — говорит Петров. «Вопрос всегда возникает: почему они не сделали это двадцать или тридцать лет назад? Почему до сих пор они делают вид, что это трудоемкая процедура, когда нужно было бы уже давно эту работу провести?», — добавляет он. В качестве примера Петров приводит ультиматум маршала Василевского главкому квантунской армии, который был опубликован Минобороны в 2017 году. Почему такой документ вообще был засекречен — непонятно. «Большей глупости придумать нельзя. Что ж получается, ультиматум был секретный? И его квантунской армии предъявляли в секретном виде?», — возмущается Петров.
Тем не менее публикация документов военных лет полезна для ученых-историков: в их работе важен любой новый источник. Но, к сожалению, огромное количество документов все еще недоступно для исследователей.