Больше месяца назад, 19 июня, «МБХ медиа» выпустило репортаж с могильника радиоактивных отходов в районе Москворечье-Сабурово — там собираются строить участок Юго-восточной хорды. Он собрал почти 500 тысяч просмотров, проблемой заинтересовались и местные жители, и экологические организации.
Против строительства прошло несколько митингов, а московские власти отрицают наличие угрозы — хотя пытаются ее скрыть. Рассказываем, что изменилось за месяц с момента выхода материала.
Фонит везде, но стройка не прекращается
Несколько дней назад, как рассказал «МБХ медиа» кандидат в Мосгордуму Дмитрий Сараев, участок у Москвы-реки с радиоактивным заражением спрятали за забором.
Правда, после митинга 22 июля активисты нашли у платформы Москворечье новые зараженные места, которые ничем не прикрыты — рядом с платформой Москворечье. «На этом участке выкопаны недавно 6-7 ямок, вчера или позавчера. Эти ямки хорошо фонят — до 200 микрорентген в час», — говорит «МБХ медиа» физик-ядерщик Андрей Ожаровский, который исследовал склоны сразу после того, как активисты обнаружили ямы.
По словам Ожаровского, на эти участки еще в 2013 году указывал «Полиметалл»; они считали, что радиоактивная угроза может быть и там. Но именно на этом месте, около платформы, и должна проходить трасса хорды. «Неважно, каким образом — в виде дороги, или на колоннах — в любом случае нельзя построить дорогу без вреда. Более того, там присутствует оползневая опасность», — предупреждает ученый.
«Спор об абстрактных вещах»
За месяц в Москворечье-Сабурово прошли два митинга. На одном записали обращение к Владимиру Путину, на другом, по словам Сараева, собрали больше 1900 подписей против строительства хорды — при том, что всего митинг посетили около двух тысяч человек.
Тем не менее, протесты почти никак не повлияли на слова и планы московских властей. Как рассказывает «МБХ медиа» Сараев, заместитель мэра Москвы по градостроительной политике Марат Хуснуллин не признает угрозы — якобы ему никто о ней не докладывал. При этом «Радон» в это же время занимается исследованиями участков — по мнению Сараева, по заказу Москвы.
Московские власти уже приступили к строительству хорды — как говорит Сараев, без каких-либо документов. За это застройщика якобы уже штрафовали. Ожаровский добавляет: по другую сторону реки, в Курьяново, уже начали строить участок дороги. Там ставят бетонные опоры для эстакады.
Активисты требуют прекратить стройку и привлечь специалистов для исследования, но судя по тому, что строители уже подбираются к зараженному участку, проект никак не получится изменить. «Это говорит о том, что они продолжают тактику игнорирования, продолжают стоять на своем, будто это спор об абстрактных вещах», — уверен Ожаровский.