Правительство утвердило правила обязательной предустановки российского софта на ввозимые из-за рубежа электронные устройства, произведенные после 1 января 2021 года. Они коснутся смартфонов, планшетов, ноутбуков, стационарных компьютеров, системных блоков и даже телевизоров с функцией Smart TV. Почему не все компании-производители оказались готовы к выполнению этих требований в сжатые сроки, чем опасны новые правила и кому они выгодны — в материале «МБХ медиа».
Больше софта
Согласно постановлению правительства, новые правила об обязательной предустановке отечественного софта на ввозимые в страну на электронные устройства начнут действовать с 1 января 2021 года. Первые поправки в закон о «Защите прав потребителей», предусматривающие это, были приняты еще в декабре прошлого года. На самом деле, компании-производители техники должны были начать соблюдать требования уже с 1 июля этого года, но из-за пандемии решили отложить их вступление в силу.
Однако за это время документ был доработан и расширен. Под новые требования, согласно документу, попадут ввозимые в страну «электронные вычислительные машины», имеющие сенсорный экран и обладающие «двумя или более функциями» (то есть телефоны и планшеты), портативные и стационарные компьютеры, системные блоки, телевизоры «с цифровым блоком управления».
Кроме этого, за год несколько видоизменился и перечень самих приложений. Их количество варьируется в зависимости от типа устройства. Так, на смартфоны и планшеты должны предустанавливаться как минимум 16 отечественных программ, на Smart TV — четыре, на ноутбуки и системные блоки — всего три. В перечень обязательного софта входят несколько классов продуктов: браузеры, поисковые системы, картографические и навигационные системы, облачные хранилища, сервисы для электронной почты, мессенджеры, голосовой помощник, новостные агрегаторы, социальные сети (два приложения), антивирусы, аудиовизуальные сервисы (не более десяти), программа для использования национальной платежной системы «Мир», офисное программное обеспечение, приложение «Госуслуги» и программы для доступа к социально значимым ресурсам (их количество пока не определено).
При этом в документе указано, что включение программы в перечень в большинстве случаев будет зависеть от степени популярности самого приложения в России. Рейтинг рассчитывается Министерством цифрового развития в зависимости от количества пользователей за прошлый год — для попадания в перечень их должно быть не меньше 500 тысяч. Власти планируют обновлять этот список ежегодно.
Вам это надо?
По мнению руководителя общественной организации «Роскомсвобода» Артема Козлюка, некоторые компании согласятся на новые правила, поскольку не захотят терять крупный и важный для них российский рынок. Однако такие гиганты как Apple вряд ли пойдут на предустановку сторонних программ.
«Что в таком случае будут делать наши регуляторы — непонятно. Может, у них есть какой-то план, и они найдут какой-то компромисс. Подобные нормы — это навязывание своих услуг и разработок. Как минимум, у любого пользователя должна быть опция удаления этих программных продуктов без особых усилий и со всеми «следами» этих приложений. Но мы пока не знаем, будет ли это реализовано на практике, — поясняет Козлюк. — Сейчас кажется, что это очередная абсурдная норма, которая пользователям не нужна. Все уже научились использовать магазины приложений без всяких лишних встроенных сервисов, которые будут только загромождать память устройства (а в худшем случае — отслеживать действия пользователей)».
Ни один из опрошенных «МБХ медиа» экспертов не смог точно сказать, можно ли будет впоследствии удалить встроенные приложения. В постановлении подобные механизмы никак не описаны.
Кот в мешке
Отдельные опасения у руководителя «Роскомсвободы» вызывает вопрос безопасности персональных данных, к которым большинство приложений имеет доступ. По его мнению, многие программы смогут не только собирать информацию о пользователе, но и передавать ее третьим лицам.
«Мы не будем знать, какие «закладки» зашиты в эти приложения, мы не сможем посмотреть их исходный код, не видим, куда и кому они отправляют наши данные. Эта программа, например, имеет доступ к нашей геолокации или контактам. А что они делают с ними дальше? Мы это отследить не сможем, — считает Козлюк, — Даже если они их будут использовать добропорядочно, российские компании, которые внесены в реестр организаторов распространения информации, обязаны собирать, хранить и предоставлять всю информацию спецслужбам и другим органам о действиях и взаимодействиях пользователей».
Исходя из того, что для устанавливаемого софта введен ценз популярности, вероятнее всего, в будущий перечень приложений попадут продукты крупных российских IT-разработчиков. Постановление правительства подразумевает, что в обязательный список включат одну или, в некоторых случаях, несколько программ с максимальным количеством пользователей из каждой категории. Вероятнее всего, это будут целые линейки продуктов Яндекса (поисковая система, браузер, Яндекс.Карты, Яндекс.Музыка, голосовой помощник «Алиса») и Mail.ru Group (соцсети «ВКонтакте» и «Одноклассники», электронная почта). Как обещают в Минцифры, полный список компаний и приложений будет сформирован к 15 декабря.
«Ряду отечественных разработчиков выгодно, чтобы их сервисы продвигались в таком большом масштабе. В первую очередь, стартапам и IT-сервисам, которые не пользуются особой популярностью. Но при этом государству интересно и выгодно, чтобы их начали использовать как замену другим, зарубежным сервисам, чтобы взять под контроль коммуникации граждан, — поясняет руководитель “Роскомсвободы”. — Так можно продвигать никому не нужный поисковик “Спутник” (многомиллиардный проект был окончательно закрыт в сентябре — «МБХ медиа») , никому не нужный мессенджер “ТамТам”».
Недостаточная отсрочка
Инициатива правительства об обязательной предустановке вызывала недовольство среди компаний-производителей еще в начале обсуждения законопроекта. Однако участникам рынка пришлось подстроиться под новые правила. Первым о своем согласии на предустановку российского софта заявили в Samsung, позже их примеру последователи Electronics, Xiaomi и Huawei.
«Обязанность предустанавливать какое-то ПО в обязательном порядке воспринимается индустрией в целом очень негативно. Но это закон, его необходимо выполнять. Фактически, компании должны будут установить примерно 26 приложений на те же смартфоны, ведь только одних категорий в перечне шестнадцать. Все это — колоссальная нагрузка, — рассказал «МБХ медиа» Антон Гуськов, представитель Российской ассоциации торговых компаний и производителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), в которую входят Apple, LG, Intel, Panasonic, Samsung, Sony). «В постановлении упомянуты три способа установки софта: на жесткий диск, в виде “иконок” для загрузки или ссылкой на скачивание, без возможности пропустить это диалоговое окно. Однако самая большая проблема сейчас — это все просто невозможно проделать в те сроки, которые были установлены», — говорит эксперт.
По его мнению, компании физически не успеют перестроиться под новые требования, поскольку от появления реестра 15 декабря до вступления в силу постановления 1 января останется всего две недели. «За это время провести договорной процесс, тестирование, заливку, устранение всех ошибок просто невозможно, — говорит Гуськов, — Если не перенести сроки, то техника, которая будет произведена после 1 января, в России просто не сможет продаваться». «По нашим оценкам, компаниям нужно на этот процесс от 6 до 18 месяцев в зависимости от категории продукта», — заключил представитель РАТЭК.
Возможно, поиски компромисса уже ведутся. Так, замглавы Министерства цифрового развития Максим Паршин рассказал РБК, что ряд депутатов Госдумы уже подготовили законопроект о переносе сроков предустановки на 1 апреля 2021 года.