Минздрав ужесточил требования к реализации популярного седативного средства – феназепама. Теперь препарат отнесен к сильнодействующим, на него введен предметно-количественный учет, ему нужны специальные условия хранения, а продавцам требуются лицензии. Большинство аптек не имеют таких условий для продажи, поэтому просто возвращают феназепам поставщикам. Между тем, наркологи, которые часто сталкиваются со случаями зависимости от этого препарата, считают, что на контроль его поставить нужно и важно.
Кто принимает феназепам
Феназепам – успокоительный, седативный и транквилизирующий препарат группы бензодиазепинов. По словам нарколога Алексея Казанцева, его назначают при неврологических нарушениях – например, с целью купирования судорожных припадков. В психиатрии – с целью улучшения сна или купирования тех же судорожных припадков, вызванных, например, злоупотреблением алкоголя. При длительном приеме он вызывает зависимость. «К сожалению, многие пациенты часто начинают миксовать его с алкоголем. Такое сочетание часто вызывает психоз, при длительном употреблении провоцирует появление энцефалопатии», – рассказывает Казанцев.
У Евгении диагностированное биполярное аффективное расстройство. Феназепам она принимает уже несколько лет с небольшими перерывами. Во время маниакальных эпизодов Евгения плохо спит: отсутствие сна может длиться несколько дней, что плохо сказывается на физическом состоянии. Феназепам ей прописан как раз от таких бессонниц.
«Меня пытались перевести на другие лекарства, потому что продолжительное применение феназепама вызывает привыкание, это не секрет. Из-за этого свойства приходится постоянно поднимать дозировку, чтобы достичь того же эффекта, в моем случае — просто заснуть», — рассказывает Евгения «МБХ медиа». – Мне выписывали другие препараты, но от них были какие-то неприятные побочные эффекты, и, как правило, они стоили ощутимо дороже. Пару раз я пробовала сама слезть с феназепама, без ведома врача, чтобы сбить толерантность (развивающуюся устойчивость организма к действию препарата — «МБХ медиа») к нему. Потому что бывало, что я могла съесть половину блистера за раз, и так и не заснуть».
В марте 2021 года Минздрав определил феназепам в класс сильнодействующих препаратов. Теперь он подлежит предметно-количественному учету: в любой момент в аптеку могут прийти с проверкой и сверить число проданного товара и врачебных рецептов, которые продавец забрал у покупателя. «Для продажи таких лекарств аптекам нужны особые условиях хранения: сейф, комната, толщина стен – все определенных параметров», – объяснила в разговоре с «МБХ медиа» Ирина Булыгина, эксперт фармацевтического рынка.
Лицензии и даркнет
Минздрав также напомнил, что бромдигидрохлорфенилбензодиазепин — таково полное название препарата с торговым названием феназепам — занесен в Конвенцию ООН о психотропных веществах. Это значит, что аптекам, реализующим этот препарат, требуется специальная лицензия, которой у большинства из них просто нет. Аптеки вынуждены отказываться от продажи и возвращать препарат поставщикам. «Феназепам и до этого отпускался по рецепту, объем реализации препарата не очень большой. Если аптека понимает, что не сможет реализовать этот остаток, она обязана по закону вернуть этот препарат, если у нее нет лицензии», – говорит Ирина Булыгина.
При этом, по данным «Ведомостей», такое разрешение есть только у 10% аптек по всей стране. Кроме того, не все дистрибьюторы готовы принять товар обратно, поскольку у них точно так же нет специальных условий для его хранения. Например, как пишет издание, в аптеках, где товар остался в незначительном объеме, его просто списывают.
Нарколог Алексей Казанцев говорит, что на данный момент аналогов препарата с точно таким же эффектом действия нет. «Врачи ищут и смотрят, чем можно заменить, и, думаю, скоро фармкомпании начнут что-то продавать. Такая история уже была, когда с рынка ушел реланиум. Он стал полностью учетным, его начали выписывать на спецбланках. Тогда на смену ему пришел феназепам».
Раньше, по словам Евгении, плюс феназепама был в том, что он продавался почти везде, в любой аптеке. Она считает, что если сейчас останется всего несколько точек на всю Москву, то люди скорее всего будут покупать его на черном рынке. «По крайней мере, те, кто знает, как это делается. Это и сейчас популярная позиция в даркнете. А вот пенсионерам, которым довольно часто прописывали феназепам, придётся сложнее», – говорит Евгения.
«Раньше феназепам ели все подряд, это популярный препарат, он на слуху», – говорит Алексей Казанцев, — «Возможно, сейчас его начнут выписывать действительно только по показаниям. Например, приходит на прием человек с нарушением сна, и выясняется, что он уже на феназепаме. А потом назначаешь ему другие препараты, а они уже [из-за приема феназепама] менее эффективны».
Казанцев объясняет, что человек, приняв феназепам, находится в заторможенном состоянии, он не может управлять транспортным средством, механизмами, выполнять работу, где нужна точная координация действий. «Есть масса примеров, когда применение феназепама в сочетании с алкоголем заканчивалось летальным исходом. А их, увы, сочетают часто – например, чтобы усилить действие алкоголя или улучшить сон, который, как мы знаем, у алкоголика “краток и тревожен”. Я за то, чтобы был контроль. Но пока до конца никто не может объяснить, как этот препарат будет учитываться».
Евгения как постоянный потребитель феназепама уверена: регулирование лекарственных средств должно быть, но конкретно от данного решения Минздрава пострадают все: и пациенты, которых будут переводить с феназепама на другие препараты, и аптеки, которые будут вынуждены заниматься дополнительной бумажной работой.