В российских психоневрологических интернатах постоянно нарушаются права и свободы людей, поэтому эту систему нужно реформировать. С таким открытым обращением 24 июня выступили больше 20 лидеров общественного сектора России. Его приурочили к заседанию Совета по правам человека, посвященному проблемам содержания людей в ПНИ.
Кто находится в ПНИ и с какими проблемами эти люди сталкиваются?
Более 155 тысяч человек находятся на сегодняшний день в таких интернатах. Как пишут авторы обращения, около 70% из них лишены дееспособности.
ПНИ почти невозможно инспектировать из-за закрытости учреждений. Соответственно нельзя проконтролировать, как соблюдаются права у находящихся там людей.
«Люди, помещенные в ПНИ, обречены, несмотря на правовые гарантии, оставаться там пожизненно, лишены права изменить свое положение и выбрать альтернативный вариант проживания и обслуживания», — говорится в обращении.
Отмечается, что люди, отправленные в ПНИ, лишаются всех гражданских прав и не имеют возможности их восстановить. Так, например, в обращении рассказывается о детях-сиротах из домов-интернатов, которые «автоматически» переводятся в интернаты и теряют свое право на получение жилья. В ПНИ также могут оказаться дети с тяжелыми нарушениями развития и из-за отсутствия условия для специального ухода за такими людьми их «ждет скорая смерть».
Медицинская помощь в интернатах вообще либо не оказывается совсем, либо оказывается очень плохо. Одна из причин — медики, которые там работают, — не входят в систему здравоохранения, а напрямую подчиняются директорам ПНИ.
Еще одна проблема ПНИ — использование психиатрических средств во вред или для устрашения пациентов.
Сопровождаемое проживание
Антрополог Анна Клепикова: «Чем больше сталкиваешься с людьми с особенностями, тем меньше возникает страхов»
В апреле этого года вице-премьер правительства РФ...
«Это обращение не из рода «мы за все хорошее и против всего плохого». Мы не просто пишем, что это нарушение свобод человека в самом страшном виде, в каком только бывает, не просто фиксируем, но и прописываем весь маршрут, как выйти из такого положения», — рассказала «МБХ медиа» основательница фонда «Антон тут рядом» и одна из подписанток обращения Любовь Аркус.
Вместо ПНИ общественники предлагают ввести альтернативу — «сопровождаемое проживание», при котором небольшая группа людей будет жить в домашних условиях. А уход за ними будут осуществлять социальные работники. В отличие от людей, находящихся в интернатах, они смогут получать образовательные услуги и медицинскую помощь.
Для этого предлагается:
— Разработать и утвердить Национальную стратегию жизнеустройства людей с психическими нарушениями и инвалидностью, которая предусматривает поэтапное внедрение современных и гуманных форм проживания и обслуживания;
— Сформировать жилищный фонд для обеспечения инвалидов социальным жильем по программе сопровождаемого проживания – с доступом к транспорту, информации и связи, объектам и услугам наравне со всеми другими гражданами;
— Избавляться от «градообразующих» интернатов, начать постепенное переформирование ПНИ и создание вместо них малокомплектных (не более 50 человек) социальных домов квартирного типа с проживанием не более 6-7 человек в квартире, а также широкой сети квартир и домов сопровождаемого проживания малыми группами;
— Включить сопровождаемое проживание в обеспечиваемую государством систему социального обслуживания. Предоставить людям, нуждающимся в помощи, возможность выбора предпочтительной формы жизнеустройства;
— Ввести государственную поддержку сопровождаемой трудовой деятельности и дневной занятости для людей с психическими нарушениями и инвалидностью;
— Дополнить профессиональный стандарт социального работника соответствующими новыми функциями.
«Несмотря на то, что все расписано пошагово, существует еще и проект реформы, который лежит у министра труда и соцзащиты Топилина, где прописано все по мельчайшим деталям. Мы не за то, чтобы открыли двери и всех выпустили, мы за то, чтобы пошагово осуществлялась модель с сопровождаемым проживанием», — рассказала Аркус.
Аркус рассказывает, что сопровождаемое проживание уже практикуется в России и его нужно тиражировать.
«У нас есть такая квартира, где живут молодые люди с аутизмом, которые могут утром выезжать в мастерские и потом возвращаться домой. У каждого есть своя комната и их не больше, чем четыре человека в одной квартире. Они живут там с сотрудниками, которые им помогают. Это не заведение на 1200 человек, где на них всем наплевать», — сообщила основательница фонда «Антон тут рядом»
Медицинская помощь и защита прав
Отдельное внимание уделяется оказанию медицинской, патронажной и паллиативной помощи. Для этого общественные деятели предлагают:
— Вывести услуги психиатрической помощи из ПНИ на аутсорсинговые формы обслуживания, административно переподчинить их государственной системе здравоохранения. Организовать для жителей ПНИ равный со всеми другими гражданами доступ к другим медицинским услугам;
— Разработать порядок оказания паллиативной помощи людям с психическими расстройствами (вне зависимости от места их проживания);
— Обеспечить патронажную и психологическую помощь пациентам с психическими расстройствами и инвалидностью, проживающим дома, и членам их семей. Развивать инфраструктуру и практики амбулаторной психиатрической помощи;
Также в обращении просят принять федеральный закон о распределительной опеке, благодаря которому опекуном для человека станет не интернат, а тот, с кем ему комфортнее — друг, родственник или некоммерческая организация. Помимо этого, общественные деятели просят:
— Создать Службу защиты прав пациентов, предусмотренную действующим «Законом о психиатрической помощи», и распространить ее действие на стационарные организации социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами;
— Внедрить существующие механизмы государственного и общественного контроля над соблюдением прав людей с психическими нарушениями в стационарных организациях.
Полный текст обращения можно прочитать здесь.
Подписанты обращения: Елена Альшанская, президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»; Любовь Аркус, киновед, режиссер, основатель фонда «Антон тут рядом»; Егор Бероев, актер, соучредитель благотворительного фонда поддержки детей с особенностями развития «Я есть!», член совета при правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере; Елена Береговая, директор благотворительного фонда «Образ жизни», эксперт совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, член общественного совета при уполномоченном при президенте РФ по правам ребенка; Наталья Водянова, модель, филантроп, основатель благотворительного фонда «Обнаженные сердца»; Екатерина Мень, президент АНО «Центр проблем аутизма»; Епископ Пантелеимон, руководитель православной службы помощи «Милосердие»; Нюта Федермессер, директор ГБУЗ Центр паллиативной помощи ДЗМ, учредитель благотворительного фонда помощи хосписам «Вера», член совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере и другие.