in

Повлияют ли плохая погода и стихийные бедствия на урожай в этом году?

Фото: Евгений Леонов / ТАСС

 

 

Это лето запомнится россиянам плохой погодой, пожарами в сибирской тайге и наводнениями. Погодные условия сказались и на урожае: из-за гибели посевов уже ввели режим чрезвычайной ситуации в шести регионах Башкирии, теперь из-за холода такой же режим хотят ввести в республике Коми. Андрей Сизов, директор аналитического центра «СовЭкон», занимающегося анализом аграрных рынков, рассказал «МБХ медиа», почему даже при плохой погоде урожайные показатели останутся в пределах нормы, какие плюсы сельскому хозяйству в России приносит глобальное потепление и почему россияне не останутся без зерновых.

 

— Что больше влияет на сельское хозяйство в этом году: стихийные бедствия или плохая погода?

— Плохая погода действительно имеет место. Пожары же вообще никакого отношения не имеют к урожаю грядущему. В целом в этом году ситуация с погодой очень разнообразная. Где-то слишком сухо, где-то слишком мокро. Но можно сказать, что погода неблагоприятная на протяжении большей части этого сезона. 

Если вплоть до мая все выглядело достаточно неплохо с точки зрения погоды и состояния растений, то с конца мая все начало портиться. Очень плохая погода оказалась с точки зрения тайминга. Когда не надо, было слишком сухо и жарко, и, опять же, когда не надо — слишком мокро и холодно. Как сейчас, в последние две недели. Вот если бы было наоборот, например, в мае-июне прошли эти дожди и было прохладно, а сейчас сухо, было бы лучше. Сухость в начале лета ударила по урожайности озимой пшеницы. 

Сейчас, когда идет уборка той же пшеницы, в центре Волжского региона, наоборот, слишком влажно — техника не может выйти в поля. За последние несколько недель во многих регионах центра и Поволжья выпало вплоть до пяти норм осадков. А сейчас эти осадки не нужны, они только мешают убрать урожай: может полегать зерно, оно может осыпаться, падает качество, падает урожайность. Ничего хорошего в этом нет.

Отдельная история — это Сибирь, азиатская часть. Там все неплохо, за исключением Алтая, где просто слишком сухо, и запасы региона на рекордно низких уровнях.

— Какие можно прогнозировать потери для урожая в этом году?

— Смотря как считать. Мы прогнозировали в мае около 83 миллиона тонн пшеницы, сейчас из-за неблагоприятной погоды ожидается 74,4 миллиона. Эта погода стоила российскому сельскому хозяйству примерно девяти миллионов тонн пшеницы. 

— В последние несколько лет наблюдается тенденция к сокращению урожая из-за неблагоприятных погодных условий?

— Смотря про какой период мы говорим. Несколько лет для климата и погоды — это слишком короткий период, вы ничего не заметите. Если говорить про последние лет двадцать, то тенденция не отличается от остального мира: везде становится теплее. Пока в целом для российского сельского хозяйства это плюс. У нас становятся более мягкие зимы, причем уже довольно давно. Меньше вымерзают растения за зиму, растет площадь под озимые растения — те, которые сеют перед зимой. Раньше в каком-нибудь Поволжье нельзя было сеять столько озимых, сколько сеют сейчас. В целом пока потепление — это плюс. Но если будет так же продолжаться, то, думаю, рано или поздно мы придем к тому, что он превратится в минус. Потепление скажется неблагоприятно на самых высокоурожайных южных регионов России, где будут намного более частые засухи.

— Снижение показателей урожайности в этом году может потребовать введения импорта зерна?

— Нет. Россия — крупнейший экспортер пшеницы. Таким она и останется, об импорте речи нет.

— Снижение урожая из-за плохой погоды в этом году скажется как-то на жизни россиян?

— Урожай все равно пока ожидается выше прошлого года. Просто до этого, в первом квартале года, ожидался прекрасный урожай, который уступал бы только рекордному 2017 году, когда было собрано 86 миллионов тонн. Одно время в этом году у нас был прогноз 83 миллиона тонн пшеницы. В прошлом году урожай пшеницы был 72 миллиона. Но после всех неблагоприятных погодных условий в июне, в июле, последний прогноз — 74 миллиона тонн пшеницы. Это все равно в целом нормальный год: ничего драматического не происходит. Трагический год — это урожай пшеницы 40 млн тонн. Вот это огромный неурожай. Сейчас это пока что еще неплохие показатели, видимо, они такими и останутся. 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.