На российско-украинской границе нарастает напряженность: Украина и западные страны утверждают, что Россия перебрасывает туда новые войска. В последние дни в соцсетях публикуют десятки видео, на которых российская военная техника движется по дорогам к границе. В Кремле не отрицают переброску войск, объясняя ее «активностью вооруженных сил стран НАТО». Что это все означает — в материале «МБХ медиа».
Танки на запад
О том, что Россия стягивает к границе с Украиной около четырех тысяч военных, на днях сообщила газета The New York Times. По ее данным, аналитики Европейского командования Вооруженных сил США повысили уровень угрозы в регионе до максимального. Помимо этого, издание утверждает, что европейские наблюдатели заметили новое вооружение у сепаратистов в Донбассе.
Украинские представители также сообщили об усилении российской группировки войск на границе с Украиной. Во время выступления в Верховной Раде 30 марта главнокомандующий вооруженными силами страны Руслан Хомчак заявил, что Россия постепенно наращивает силы вблизи границы на севере, востоке и юге, а также в Крыму. По его словам, это делается под предлогом подготовки к стратегическим учениям «Запад-2021». Хомчак также заверил, что Украина не собирается быть пассивным наблюдателем и в свою очередь будет усиливать группировку войск в Донбассе и на крымском направлении.
При этом незадолго до выступления в Раде Хомчак в интервью журналистке Алесе Бацман дал понять, что скорого начала военных действий украинская сторона не ожидает. «Есть ли сегодня непосредственная угроза, что завтра утром мы проснемся — и там будет война? Сегодня генеральный штаб оценивает обстановку так, что завтра ее не будет. Потому что для этого должны быть соответствующие факторы, соответствующие действия [должны] произойти со стороны Российской Федерации, на территориях, которые не подконтрольны временно нашей власти. Мы сегодня не видим тех факторов, которые должны были бы произойти. Но, конечно, угроза существует», — заявил украинский главнокомандующий.
В последние дни конфликт обострился и в самом Донбассе: 26 марта в районе украинского поселка Шумы погибли четверо украинских военнослужащих. Киев заявил, что они были убиты минометным огнем, но представители самопровозглашенной ДНР обвинения отвергли — по версии сепаратистов, погибшие подорвались на мине.
Между тем, косвенное подтверждение переброски российских войск обнаруживается в публикации «Коммерсанта» от 29 марта. В ней приведены заявления поставщиков сельскохозяйственной техники, которые жалуются, что грузовые компании не предоставляют им железнодорожные платформы для транспортировки тракторов и комбайнов. Сами перевозчики объясняют ситуацию тем, что платформы задействованы для перевозки воинских и специальных грузов. Источник издания в Минобороны эту информацию отрицает — по его словам, министерство не изымало большое число платформ. Собеседник «Коммерсанта» отметил, что «потребность в столь серьезных перебросках военной техники возникает только при плановых стратегических учениях, которые обычно приходятся на летние месяцы». Ближайшие крупные маневры — «Запад-2021», о которых упоминал украинский главнокомандующий Хомчак — запланированы на сентябрь и пройдут на территории России и Белоруссии.
Движение российских войск к границе с Украиной можно отследить и по соцсетям. Карту с местами, где была замечена техника, а также прикрепленными видеозаписями опубликовала расследовательская группа Conflict Intelligence Team. Ее сотрудникам удалось обнаружить в соцсетях и местных СМИ свыше 20 видео, большая часть которых датированы периодом с 24 по 31 марта. Чаще всего эшелоны с танками, бронетранспортерами, а также колонны военных «Камазов» замечали в Крыму и Ростовской области.
Маневры и передислокации
В Кремле отказались раскрывать детали переброски войск, но отрицать сам факт не стали. «Российская Федерация перемещает вооруженные силы в пределах своей территории по своему усмотрению. Это не должно никого беспокоить, это ни для кого не представляет никакой угрозы», — сказал пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков 1 апреля. По его словам, необходимость таких мер объясняется «повышенной активностью вооруженных сил стран НАТО, других объединений, отдельных стран». Также Песков в очередной раз заявил, что российские войска никогда не принимали участие в вооруженном конфликте на территории Украины.
Существует сразу несколько альтернативных версий того, зачем России могла понадобиться масштабная переброска войск вблизи границы с Украиной. «В апреле в цикле боевой подготовки войск в зимнем периоде обучения <…> проходят батальонные и полковые тактические учения, в том числе с боевой стрельбой. А это множество воинских эшелонов по всей стране, перевозящих войска на полигоны. Ибо стрелять вблизи ППД (пунктов постоянной дислокации. — “МБХ медиа”) танкам и артиллерии негде, на сельхозугодьях маневрировать войсками тоже не комильфо. И каждый год в апреле (и октябре) инет алармирует по поводу», — написал в своем телеграм-канале главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.
Еще одно возможное объяснение масштабной переброски войск приводит «Русская служба Би-Би-Си». Она обратила внимание, что 25 марта на заседании коллегии глава Минобороны Сергей Шойгу заявил, что до конца 2021 года 56-я бригада ВДВ будет преобразована в десантно-штурмовой полк с дислокацией в Феодосии. «Сейчас бригада дислоцируется в Камышине Волгоградской области и, судя по обсуждениям в городских пабликах, десантники уже начали переезд в Крым. Их путь на новое место дислокации неизбежно проходит вдоль российско-украинской границы» — отмечает «Би-би-си».
Грязь как миротворец
По мнению военного эксперта Александра Гольца, серьезной эскалации на границе России и Украины как минимум в ближайшие полтора месяца ждать не стоит. «Никаких сколько-нибудь крупных боевых действий в районе Донбасса до середины мая быть не может по той простой причине, что любая военная техника увязнет в тамошней грязи. Много раз пробовали, никогда не получалось — невозможно там воевать весной», — пояснил Гольц в разговоре с «МБХ медиа».
По его мнению, «Россия включила логику провокации», чтобы получить еще один инструмент для давления на Запад в условиях, когда другие способы больше не работают. Эксперт также отметил, что четырех тысяч военных, которые упомянуты в статье The New York Times, все равно не хватит для полномасштабного наступления. «Но для демонстрации намерения этого более чем достаточно», — подчеркнул Гольц, добавив, что эта провокация все равно может вылиться в войну, даже если Кремль в ней не заинтересован.
«Логика провокации»
Похожего мнения придерживается и экс-командующий американской армией в Европе Фредерик Ходжес. По его словам, переброской войск Кремль может пытаться проверить, насколько серьезны слова президента США Джо Байдена о том, что он будет поддерживать Украину. «Это может быть позерством, но Кремль испытывает новую администрацию», — заявил The New York Times бывший американский военный. В целом большинство аналитиков сходятся во мнении, что новая большая война в Донбассе не нужна ни одной из сторон.
«Донбассу надо готовиться к длительному существованию в роли российского военного протектората наподобие Приднестровья или Южной Осетии», — считает журналист Константин Скоркин, исследующий политическую жизнь региона. По его мнению, укрепление российских позиций в регионе позволит использовать ДНР и ЛНР как рычаг давления на Киев. «Донбасс превращается в бронепоезд, стоящий на запасном пути, который Кремль может пустить в ход, если того потребуют внешнеполитические обстоятельства», — отметил Скоркин.