in

«Смесь некомпетентности и корыстных интересов». Почему Минздрав рекомендует неэффективные лекарства от COVID-19

Термометр и таблетки
Термометр и таблетки. Фото: агентство «Москва»

8 февраля Минздрав обновил список препаратов для лечения COVID-19. Однако лекарства, которые Всемирная организация здоровья признала неэффективными, из него не исчезли. Почему они остаются в списке рекомендаций и насколько безопасно их принимать — в материале «МБХ медиа». 

Минздрав выпустил десятую версию методических рекомендаций по лечению коронавируса. В перечне остались пять лекарств — фавипиравир, ремдесивир, умифеновир, гидроксихлорохин и интерферон-альфа. Из нового списка исключили азитромицин — теперь этот препарат будут использовать только при антибактериальной терапии тяжелой внебольничной пневмонии у заразившихся, попавших в реанимацию. 

Однако эффективность этих лекарств остается под сомнением — в октябре 2020 года ВОЗ заявила, что ремдесивир, гидроксихлорохин, лопинавир и интерферон почти не влияют на снижение смертности от коронавируса в больницах. Минздрав убрал лопинавир из списка препаратов для лечения коронавируса еще летом, а остальные лекарства так и остались в этом перечне. Кандидат химических наук, руководитель научной экспертизы в Inbio Ventures Илья Ясный в разговоре с «МБХ медиа» подтвердил, что эти препараты не помогают против коронавируса. «Что касается ремдесивира, есть исследования, которые говорят о том, что он немного ускоряет выздоровление госпитализированных пациентов и уменьшает смертность. Но в другом исследовании такого эффекта не было отмечено, и ВОЗ в результате ремдесивир не рекомендовала», — рассказал он. 

Эксперт отметил, что сейчас нет ни одного препарата против легкой формы коронавируса с доказанной эффективностью. «В отношении амбулаторных пациентов, то есть тех, которые лечатся дома, в международных рекомендациях нет вообще ничего. И это, наверное, смущает некоторых врачей — вы приходите к пациенту и не можете ему ничего назначить. И пациентов это тоже смущает. Но единственная правильная стратегия в случае легкого течения вируса — не прописывать никаких лекарств», — сказал он. 

Принимать препараты с недоказанной эффективностью может быть не только бесполезно, но и даже опасно для здоровья. Ученый-фармаколог Юрий Киселев рассказывал, что интерферон может вызывать слабость, выпадение волос и кожные высыпания, желудочно-кишечные и психиатрические нарушения — депрессивные состояния и нарушения сна, мании и суицидальные мысли. Управление по контролю за продуктами и лекарствами США (FDA) предупреждало, что при применении гидроксихлорохина могут появиться проблемы с сердцем. «У любых препаратов есть редкие серьезные нежелательные явления и индивидуальная непереносимость. Все препараты в виде таблеток не будут на 100% безопасны для печени. Поэтому для препаратов взвешивается соотношение пользы и риска. Когда пользы нет вообще никакой, а риск есть, пусть даже и минимальный, то их принимать бессмысленно или даже вредно», — отметил Ясный.  

Он предположил, что неэффективные препараты не исключают из рекомендаций из-за коммерческих соображений. «Это смесь некомпетентности и корыстных интересов. Что именно в данном случае превалирует — я не знаю», — сказал ученый. Ясный напомнил, что фавипиравир в России производят три фармацевтические компании («Р-Фарм», ГК «Промомед» и «Химрар» совместно с государственным РФПИ). «Понятно, что у них интерес коммерческий», — отметил он. Ранее «МБХ медиа» рассказывало, что некоторые препараты против коронавируса произведены компаниями, зарегистрированными в офшорах, а их владельцы могут быть связаны с властями. «Р-Фарм», например, принадлежит Алексею Репику, среди близких которого, по словам источников Forbes, есть люди, связанные со службой материально-технического обеспечения ФСБ. Другой препарат, умифеновир, продается в России под торговым названием «Арбидол». Это лекарство производит компания «Отисифарм», которая принадлежит офшору Augment Investments с Виргинских островов. Его контролирует миллиардер Виктор Харитонин, находящийся на 43-м месте в списке богатейших россиян по версии Forbes. При этом Харитонина обвиняли в использовании административного ресурса из-за дружбы с бывшим министром здравоохранения Татьяной Голиковой и ее мужем, бывшим главой Минпромторга Виктором Христенко. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.