В Роттердаме прошел первый за два года музыкальный конкурс «Евровидение». Россию на нем представляла певица Манижа с песней «Russian Woman», ставшей своего рода манифестом современной русской женщины. «МБХ медиа» рассказывает, как всего за пару месяцев певица успела побыть жертвой ксенофобских комментариев, выстоять и, кажется, превратиться в новую международную икону феминизма.
Российская певица таджикского происхождения Manizha (Манижа Сангин) победила в национальном отборе «Евровидения» на Первом канале в ходе народного голосования 8 марта. Однако далеко не все россияне остались довольны таким выбором — прямо со дня победы в российском отборочном туре в отношении певицы стали высказываться ксенофобы. Точнее, в отношении происхождения певицы, выступающей в образе русской женщины в своей песне, которая так и называлась — «Russian Woman». Большая часть композиции исполняется на русском языке (последний раз российский коллектив пел по-русски на сцене «Евровидения» в 2003 году — это была группа «Тату» с песней «Не верь, не бойся, не проси»). В тексте Манижи есть такие строчки: «Тебе уж за 30, алло, где же дети? Ты в целом красива, но вот, похудеть бы». Эти и другие саркастические обороты вызвали неприятие у сторонников патриархальной взгляда на отношения полов — видимо, в связи со слишком четко сформулированным феминистским посылом.
Критиковали песню не только пользователи соцсетей, но и люди во власти. Так, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко даже поручила проверить, как проходила процедура выбора участника на Первом канале. Сотрудники информагентства «Ветеранские вести» пошли еще дальше и даже пожаловались на Манижу главе Следственного комитета Александру Бастрыкину. По их мнению, номер певицы оскорблял «достоинство русских женщин» и нарушал «национальное согласие в России». Для солидности общественники опубликовали у себя на сайте многостраничную психо-лингвистическую экспертизу, в которой пришли к выводу, что песня «Russian Woman» высмеивает собирательный образ русской женщины и формирует у нероссийской части зрительской аудитории «уничижительно-негативный, культурно-сниженный образ представителей всего русского народа».
Поддержка с другой стороны
Недружественные комментарии, наводнившие соцсети и СМИ, не помешали Маниже успешно выступить в полуфинале «Евровидения»: видеозапись ее выступления набрала больше 12 миллионов просмотров на YouTube — больше, чем у любого другого участника конкурса в 2021 году.
За пару недель подготовки к полуфиналу и финалу конкурса вокруг певицы сформировалось своего рода международное коммьюнити. Манижу активно поддержали иностранные зрители и журналисты. «Бэк-вокал, звучащий на английском языке, одновременно пугает и волнует, в то время как русский текст отстаивает силу русской женственности, — написала британская газета The Guardian. — Манижа борется за права женщин, выступает против домашнего насилия и поддерживает права ЛГБТК — именно поэтому ее и невзлюбили на родине».
Французское издание Le Point накануне финала музыкального конкурса опубликовало отдельный материал, посвященный критике певицы со стороны консерваторов на родине. «Она бросает вызов российскому патернализму и призывает женщин бороться за себя. Текст и воинственный дух Манижи, беженки из Таджикистана, далеки от принципов, транслируемых на телевидении», — говорится в статье.
Из финалистки в икону
Несмотря на то, что российский номер, в начале которого певица выходит из огромного платья-купола в национальном стиле, вызвал широкий резонанс по всему миру, вероятность победы Манижи на конкурсе букмекеры оценивали не более чем в 1%. Главными фаворитами этого года были представители Италии (они и стали победителями), Франции, Мальты и Украины.
После голосования жюри и зрителей Манижа получила 204 балла и заняла девятое место. «Для меня самое главное было — сделать все на 100% на сцене. И я собой горжусь. Мне очень было важно говорить о наших женщинах, и я не буду переставать о них говорить. Я сделала все для того, чтобы русский язык прозвучал в 39 странах одновременно. Мы показали, что наша страна — разная, многонациональная, но мы вместе», — заявила певица после объявления результатов.
Хотя результат, по мнению многих зрителей, оказался несколько ниже ожидаемого, выступление Манижи на сцене главного европейского песенного конкурса с громким феминистским высказыванием стало символичным.
«Другие страны показали, что у них самые масштабные авторы, самые масштабные продюсеры, у них деньги. А ты показала, что у нас в России — у нас душа», — прокомментировал номер победитель «Евровидения-2009» от Норвегии Александр Рыбак в эфире Первого канала.
Незадолго до начала конкурса Манижа запустила на своей странице в Instagram проект о российских женщинах, ставших героинями видеоролика, который транслировался на заднике во время ее выступления в Роттердаме. С экрана Сангин подпевали популярные актрисы Чулпан Хаматова, Варвара Шмыкова, Александра Бортич, певица Татьяна Буланова, учредитель благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер, журналистка «Новой газеты» Елена Костюченко, активистка Белла Раппопорт и журналистка Катерина Гордеева.
Однако далеко не все остались в восторге от выступления певицы. Советник министра обороны России Андрей Ильницкий заявил, что Манижа нанесла ущерб репутации нашей страны.
Это не просто пошлость…
— АНДРЕЙ ИЛЬНИЦКИЙ /неофициальный блог/ (@amicableru) May 22, 2021
Это идеологическая диверсия 👎🏻👎🏻👎🏻 pic.twitter.com/uYYjNKTPkW
Председатель Комиссии Совета Федерации по информационной политике, автор аналитической программы «Постскриптум» Алексей Пушков также раскритиковал номер певицы, назвав его «имитацией» в попытке угодить западному вкусу.