Концерн «Автоматика», входящий в госкорпорацию «Ростех», разрабатывает отечественный аналог сервиса Zoom. До этого в России пытались создать аналоги Skype, IPhone и WhatsApp. Рассказываем, что из этого получилось.
В 2018 году концерн «Автоматика» разработал российский аналог Skype — платформу «Iva Aves-S». Система была создана для госведомств: с ее помощью можно проводить закрытые совещания или слушания в суде, обмениваться конфиденциальной информацией или использовать для экстренных конференций в чрезвычайных ситуациях. По словам главы «Автоматики» Владимира Кабанова, платформа востребована госкомпаниями и коммерческим сектором — ей пользуются частные организации, федеральные органы исполнительной власти, медицинские и образовательные учреждения.
«Iva Aves-S» — не первая попытка «Ростеха» создать отечественный сервис видеозвонков. Ранее его дочерняя компания «РТ-информ» разработала мессенджер под названием «Защищенная платформа обмена мгновенными сообщениями». В приложении можно было обмениваться текстовыми сообщениями, проводить видеоконференции и создавать групповые чаты. Судьба проекта неизвестна — после анонса мессенджер нигде не упоминался. Аналог Skype хотел разработать и «Булат» (совместное предприятие «Ростеха» и НИИ «Масштаб»). Причем мессенджер должен был работать без доступа в интернет. Компания потратила на разработку около 250 миллионов рублей, однако проект до конца так и не довели.
Не только интернет-сервисы не дают покоя российским компаниям. В 2016 году холдинг «Росэлектроника», входящий в «Ростех», заявил, что разрабатывает российский IPhone. «В 2018 году у нас появится отечественный iPhone, который будет стоить на полках около 130 долларов», — сказал гендиректор компании Игорь Козлов. В продажу телефон так и не поступил.
Еще в 2010 году вице-премьер Сергей Иванов и глава АФК «Система» Владимир Евтушенков представили Владимиру Путину «российский аналог IPhone 4». «Это первый в мире телефон с чипом ГЛОНАСС-GPS. Он соответствует iPhone 4», — сказал Евтушенков. Потом, правда, выяснилось, что телефон спроектирован за границей, детали и программное обеспечение — тоже зарубежное.
В том же году Дмитрию Медведеву представили еще один аналог iPhone — YotaPhone. Разработкой телефона занимался «Ростех» и компания «Скартел». На создание и продвижение первой версии смартфона потратили 15 миллионов долларов, а на вторую модель — 35 миллионов. Представитель «Ростеха» подчеркнул, что госкорпорация не финансировала проект, в него инвестировали только частные средства. Однако в 2019 году Yota Devices была признана банкротом, свой пакет компании они продали китайскому фонду. Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что проект провалился из-за того, что был в первую очередь «политическим»: «Очень многие чиновники приобрели его себе, очень многим чиновникам дарили такие телефоны, это была первая и основная аудитория». YotaPhone был дорогим — за ту же цену можно было приобрести новую модель уже проверенных Samsung или Apple. Yota Devices приходилось снижать цены ниже себестоимости, что и привело к банкротству компании.
Mail.ru Group готовит аналог Youtube. История провальных попыток холдинга угнаться за успешными сервисами
В соцсетях новость о создании...
Большую часть таких проектов или не доводят до конца, или быстро закрывают. Так случилось и с мессенджером «Алле», разработанным «Ростелекомом». Компания позиционировала его как российский аналог Skype и WhatsApp — причем текстовые сообщения в «Алле» отправлять было нельзя и пользователи могли только звонить друг другу. Его выпустили в 2017 году, но только для жителей одного города — Воронежа. Через две недели «Ростелеком» заблокировал мессенджер и удалил его из магазинов мобильных приложений: оказалось, что сервис недоработан. Повторного запуска не было — жителям других городов попользоваться мессенджером так и не удалось, да и воронежцы не успели толком его опробовать.