Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) удовлетворил жалобу Евгении Хасис и Никиты Тихонова, признанных ранее виновными в убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналистки «Новой газеты» Анастасии Бабуровой. Что это может значить для фигурантов самого громкого дела десятых годов — в материале «МБХ медиа».
По мнению ЕСПЧ, часть присяжных, вынесших решение о виновности подсудимых 6 мая 2011 года в Мосгорсуде, подвергались давлению и не были беспристрастны, так как в течение всего времени слушаний знакомились с материалами СМИ, транслировавшими определенную точку зрения обвинения на процесс. Более того, уже в ходе процесса судья отказался удалить из жюри тех присяжных, в чьей беспристрастности не были уверены подсудимые.
Все это, по мнению судей ЕСПЧ, привело к нарушению Шестой статьи Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Право на справедливое судебное разбирательство).
«Я еще не обсуждал с своими подзащитными дальнейшие наши действия, но теперь теоретически мы можем обратиться в Верховный суд РФ за пересмотром приговора», — сообщил «МБХ медиа» защитник Хасис и Тихонова в Европейском суде Дмитрий Аграновский. «Вероятность того, что приговор может быть отменен, пока сложно оценить: но в любом случае дело теперь должно быть возобновлено», — подчеркивает он.
Дело Хасис и Тихонова, более известное как «дело Боевой организации русских националистов (БОРН)», в начале десятых годов стало одним из самых громких процессов в стране. По версии обвинения, группа, куда входили оба обвиняемых, была причастна к целому ряду убийств, в том числе убийству адвоката Маркелова и журналистки Бабуровой 19 января 2009 года. В итоге разбирательства Тихонов был приговорен к пожизненному сроку, а Хасис — к 18 годам лишения свободы. Позже также к пожизненному сроку оказался приговорен и создатель организации Илья Горячев.
Вопрос вины
По словам Аграновского, теперь, если Верховным судом дело будет возобновлено, у прокуратуры все равно останется возможность, не найдя оснований для пересмотра, закрыть его снова. Равно как и Верховный суд вправе ослушаться рекомендаций ЕСПЧ. Стало быть, говорить о том, что вчера у подсудимых появился серьезный шанс на освобождение, рано.
Тем не менее сам по себе факт решения ЕСПЧ в пользу участников БОРН можно считать скандальным. Всего, как считается, на совести членов группировки 11 убийств, жертвами которых стали антифашисты, мигранты, полицейский и даже федеральный судья.
Насколько решение ЕСПЧ ставит под сомнение вину Хасис и Тихонова — отдельный вопрос. «Нужно особо подчеркнуть, что ЕСПЧ не сомневается в виновности, а просто указывает на то, что в ходе процесса были нарушены некоторые процедуры», — убежден экономист и бывший участник антифашистского движения Алексей Гаскаров. «Европейский суд по правам человека вообще никогда не рассматривает дело по существу, а устанавливает процедурные нарушения», — подчеркивает он.
«Вполне вероятно, что кто-то из присяжных не подходил под критерии, но говорить, что в случае нового судебного разбирательства сроки БОРН будут пересмотрены — я бы не стал», — объясняет эксперт.
В целом с его позицией согласен и правозащитник Лев Пономарев. «Я не вижу в этом большой сенсации, наши суды настолько “профессиональны”, что даже такие громкие процессы провести без нарушений они не могут, — говорит он. — Еще во время процесса я очень болел за то, чтобы убийцы были найдены и наказаны, но уже тогда у некоторых моих коллег были претензии к тому, как проходили заседания».
Он напоминает, что нередко решения ЕСПЧ игнорируются Верховным судом. Стало быть, и в нашем случае, учитывая резонанс истории, мнение Европейского суда по правам человека может оказаться «не замечено» российским правосудием.
«Власть явно заигрывала с националистами, мы помним, что Горячев, глава группы, координировал свои действия с представителями Администрации президента. И это был серьезный шаг с ее стороны довести дело до суда», — отмечает Пономарев, сомневающийся, что теперь представители судебной системы в вопросе виновности Хасис и Тихонова пойдут на попятную.
Предел насилию
Важно, что адвокат Аграновский настаивает не просто на нарушении определенных процедур, а на невиновности своих подзащитных. «Тогда присяжные проголосовали семь на пять, и если бы уже в течение процесса не заменили их старшину, то расклад был бы шесть на шесть, то есть приговор был бы оправдательным. Я считаю, что убийство было выполнено профессионалом, а ребят просто подставили», — заявил он «МБХ медиа».
В то же время, Тихонов и Хасис действительно являлись активными участниками российского неонацистского движения, а показания Тихонова уже позже стали основанием для вынесения вердиктов другим членам группировки.
В январе 2019 года, через десять лет после гибели адвоката Маркелова и журналистки Бабуровой, были изданы расшифровки разговоров Тихонова и Хасис, происходившие в течение 11 дней до их ареста и дающие представление о характере их убеждений и вовлеченности в деятельность БОРН. В том числе они обсуждают побег после того, как брат адвоката Маркелова заявил через «Новую газету», о том, что знает имена убийц, говорят об оружии, которое имеется у них на руках (среди прочего упоминается автомат Калашникова). В переписке, изданной вместе с расшифровками, звучат имена предположительно Леонида Симунина, связанного с прокремлевским движением “Местные” и Алексея Митрюшина, экс-руководителя московского отделения «Идущих вместе», лидера группировки фанатов ЦСКА Gallant Steeds.
Ежегодно в день смерти адвоката и журналистки их коллеги, а также правозащитники и антифашисты проводят в столице марш памяти. В этом году, впервые, из-за противоэпидемических мер он состоялся в урезанном формате.
«Я верю в то, что, скорее всего, Тихонов виновен, но даже теперь, если приговор будет пересмотрен, то нужно подчеркнуть, что дело имело очень важное значение, и именно после процесса над Тихоновым и Хасис убийства нацистами «антифа» практически прекратились», — заключает правозащитник Пономарев.
Стоит отметить, что в разное время адвокат Аграновский кроме Евгении Хасис защищал не только правых активистов или националистов, но и выступал защитником члена РКРП Игоря Губкина, обвиняемого во взрыве памятника Николаю II, членов впоследствии запрещенной НБП, бывшего депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Юрия Шутова, члена «Левого фронта» Леонида Развозжаева, прапорщика ФСБ Сергея Климука, осужденного за взрыв на Черкизовском рынке.
Адвокат Станислав Маркелов — левый активист и антифашист, среди прочего был одним из адвокатов семьи Эльзы Кунгаевой в знаменитом деле полковника Буданова. Также он занимался громкими делами Заура Мусиханова, представлял интересы пострадавших после захвата центра на Дубровке заложников, сотрудничал как юрист с «Новой газетой». Анастасия Бабурова, уроженка Севастополя, антифашистка, до дня своего убийства как внештатный журналист сотрудничала с «Новой газетой», с газетами «Известия» и «Финансовые известия». Считается, что их убийство было связано с их политическими убеждениями.