Минздрав снова не смог закупить из-за отсутствия заявок от фармкомпаний ламивудин — самое распространенное противовирусное средство, применяемое в большинстве схем лечения ВИЧ. Уже в третий раз министерство проваливает аукцион на поставку этого препарата. Связано это с тем, что Минздрав использует такую методику формирования стоимости контракта, при которой ведомство минимизирует бюджетные расходы, а в таком случае участие в конкурсе становится совершенно невыгодным для производителей лекарства.
В региональных и столичных центрах СПИД уже наблюдаются перебои с поставками лекарств, говорит директор фонда «СПИД.Центр» Антон Красовский. Он считает, что в случае такой политики Минздрава, перебои с поставками будут продолжаться и далее: «Лавимудина уже нет в большинстве регионов. Из-за своей тупости Минздрав довел страну до перебоев с поставками. У Минздрава стоит задача все сократить. Бюджет не увеличивается, а количество людей, которых надо лечить, увеличивается с каждым днем. Они говорят, что так и будут лечить, в прошлом году покупали за, условно, 200 рублей, а в этом будем за 140, а если производитель не согласен, — будем искать другого производителя. А у нас нет другого производителя. С фармкомпаниями они работают только в системе заносы-откаты. В системе нормальной человеческой коммуникации, с рабочими группами производителей — у них нет такого. Они просто ультимативно пытаются диктовать компаниям свои условия. Но так не получится. Они думают, что смогут купить другой препарат, а нет другого, на нем вообще все основано».
Врач-инфекционист, руководитель международных проектов фонда «СПИД.Центр» Николай Лунченков говорит, что аналоги ламивудину существуют, но они более токсичны в сравнении с ним, и стоят дороже: «Аналоги ламивудину конечно существуют, однако все они в сравнении с ним более токсичны. В первую линию лечения всегда входит ламивудин, тенофовир, и третий препарат. Есть препарат, который практически идентичен ламивудину — эмтрицитабин. Россия — единственная страна, которая делает эмтрицитабин отдельно от комбинированной формы с тенофовиром. Но эмтрицитабин стоит в 10 раз дороже, чем ламивудин, хотя это практически один и тот же препарат с идентичным механизмом действия».
Лунченков рассказал, что ламивудин входит в большинство схем лечения ВИЧ-инфекции, без него многие способы лечения будет невозможно осуществить: «Ламивудин — это такой препарат, который воздействует на фермент вируса иммунодефицита, тормозя развитие вируса по цепочке ДНК на ранних этапах. По сути, этот препарат блокирует развитие вируса в самом начале.
Для лечения ВИЧ-инфекции есть классический подход, который включает в себя прием трех препаратов. Первые два лекарства относятся к одному классу препаратов, к которым и относится ламивудин. Плюс третий препарат из другого класса. И первый, и второй, и третий препарат — они все воздействуют на разные участки жизнедеятельности вируса иммунодефицита. Два препарата воздействуют на один участок развития вируса, а третий — на другой участок.
Не все препараты из первого класса хорошо переносятся пациентами, например, зидовудин, который применяют в случае резистентности. Есть препараты, которые имеют больше побочных эффектов, или хуже переносятся».
В 2019 тендеры на закупку ламивудина не состоялись из-за отсутствия заявок от фармкомпаний в апреле, мае и июле 2019 года. Ведомство продолжает пытаться провести аукцион на закупку препаратов по заниженной стоимости, из-за чего в столичных и региональных центрах СПИД люди сталкиваются с перебоями поставок лекарств.