in

Одна из самых секретных лабораторий Великобритании: чем известен кампус Портон-Даун, который поучаствует в исследовании отравления Алексея Навального

Фото: Илья Дмитрячев / ТАСС

 

 

 

К делу об отравлении Алексея Навального привлекли военных специалистов: берлинская клиника Charite обратилась за помощью в токсикологическую лабораторию в Мюнхене, входящую в структуру Бундесвера. Как пишет Spiegel, под ее крышей собраны лучшие немецкие специалисты по ядам и боевым отравляющим веществам. Кроме того, по данным издания, медики из Charite связались с экспертами британской военной лаборатории Портон-Даун по этому же вопросу. Специалисты учреждения ранее участвовали в расследовании отравления бывшего агента ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии. Рассказываем о том, что известно о британской лаборатории с более чем столетней историей.

 

Экспериментальная станция Портон-Даун была открыта в 1916 году для испытаний различных отравляющих веществ, которые планировалось использовать на полях Первой Мировой войны. Немного позже там началась также разработка респираторов, защищающих от воздействия ядовитых газов. Тем же самым в лаборатории занимались и позже, но уже во время Второй мировой, в 1940 году, в Портон-Дауне создали еще один секретный департамент по разработке биологического оружия — там, среди прочего, изучали сибирскую язву. При этом исследования химического оружия не прекращались и приносили свои плоды: в 1952 году в лаборатории был создан нервно-паралитический агент VX, который оставался самым токсичным в мире химическим оружием вплоть до появления в СССР “Новичка”. Одной из мрачных страниц истории Портон-Дауна считаются испытания на людях, которые проводились там в период с 1949 по 1989 годы. В отдельных случаях это приводило даже к смерти подопытных.

 

Сейчас Портон-Даун представляет собой целый научный кампус, принадлежащий Лаборатории оборонной науки и техники Министерства обороны Великобритании. Объект считается секретным и хорошо охраняется, а всех его сотрудников перед принятием на работу тщательно проверяют. Расположен комплекс в графстве Уилтшир в 8 километрах от Солсбери. Вскоре после отравления Сергея и Юлии Скрипаль в марте 2018 года близость Портон-Дауна дала повод российским представителям заявить о том, что бывший агент ГРУ и его дочь стали жертвами утечки опасных веществ из лаборатории. В самом Портон-Дауне это категорически отрицают, ссылаясь на беспрецедентные меры безопасности, которые действуют на территории комплекса. Все лаборатории там делятся на четыре типа по степени опасности исследуемых веществ. Хотя Великобритания отказалась от производства химического оружия еще в 50-х, в стенах лаборатории небольшие партии по-прежнему выпускают в научных целях. Кроме того, там изучают опасные бактерии — корреспондент BBC, получивший ограниченный доступ на территорию, стал свидетелем того, как специалисты работали с чумной палочкой. Своеобразной визитной карточкой Портон-Дауна уже стал “Портонский человек”: манекен, с помощью которого проводят испытания различных костюмов химзащиты для оценки их эффективности. Кроме того, представители лаборатории не отрицают, что вынуждены ставить эксперименты на животных, хотя и стараются максимально снизить число таких испытаний. 

 

Близость Портон-Дауна к Солсбери оказалась специалистам лаборатории на руку: на месте отравления они оказались спустя всего несколько часов, когда стало понятно, что Скрипаль и его дочь не случайно потеряли сознание на скамейке в парке. Именно эксперты центра пришли к выводу, что россияне были отравлены “Новичком”, а позднее их выводы подтвердили представители Организации по запрещению химического оружия. Вскоре после этого на Портон-Даун обратили пристальное внимание российские государственные СМИ, которые не преминули напомнить о мрачной репутации этого места и намекали, что лаборатория может иметь к событиям в Солсбери самое прямое отношение. Волна конспирологических публикаций повторилась в июле 2018 года, после отравления “Новичком” в Эймсбери британцев Дон Стерджес и Чарльза Роули. Этот город также располагается недалеко от Портон-Дауна, что снова дало российским СМИ повод заявить о причастности лаборатории к отравлению. Сами представители центра говорят, что их роль состояла только в помощи следствию: специалисты хранили образцы яда, помогали врачам спасать пострадавших и обеспечивали безопасность случайных людей, которые могли подвергнуться действию “Новичка”.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.