За последние пять лет суды вынесли как минимум 35 приговоров по делам о госизмене. «МБХ медиа» рассказывает, к каким срокам обычно приговаривают обвиняемых в передаче секретов иностранным разведчикам, и как часто осужденные добивались помилования.
Как подсчитало «МБХ медиа» на основе информации из открытых источников, с января 2015 года суды в России вынесли 35 приговоров по делу о госизмене. Судебный департамент Верховного суда считает, что их как минимум 38, но в статистику ведомства входят приговоры после их вступления в законную силу — таким образом, в статистику могут попасть решения прошлых лет, по которым в 2015-2016 годах проходила апелляция.
В среднем обвиняемые в госизмене получали 10 лет колонии, всего суды вынесли 15 приговоров до 10 лет лишения свободы — это 47%. Наименьший срок, 4,5 года колонии общего режима, получил рабочий авиазавода в Комсомольске-на-Амуре Роман Дмитриев, который, по версии следствия, передал израильскому разведчику секретные сведения о самолетах через форум об авиации. Сроки до 10 лет назначают в основном ученым, экспертам и бывшим силовикам, сотрудничающим со следствием, но таких единицы.
16 обвиняемых — примерно половина — получили сроки от 10 до 15 лет. В основном это бывшие силовики и люди, в чьих делах замешаны действующие сотрудники ФСБ, например, Константин Антонец и Антонина Зимина. Среди осужденных на такой срок всего трое ученых, зато есть 72-летний казак: в 2019 году ростовчанин Владимир Моргунов получил 12 лет колонии за передачу секретных данных на территории Украины.
К сроку от 15 лет приговорили всего одного человека. Им оказался начальник 2-го управления ЦИБ ФСБ Сергей Михайлов, он получил 22 года за сотрудничество с ЦРУ. Это выше максимального наказания по делам о госизмене, УК предусматривает сроки до 20 лет лишения свободы. К такому сроку Михайлова приговорили «по совокупности преступлений».
О судьбе двоих краснодарских военнослужащих Германова и Нахаткаяна, которые находились в 2015 году под следствием, ничего не известно. В открытых источниках нет информации, к какому сроку их приговорили, ФСБ и суд также об этих делах не сообщали.