В этом году в России с большой долей вероятности будет принят закон, ставящий под запрет публичное отождествление роли СССР и Германии в годы Второй мировой войны. Инициатива появилась после того, как главу думского комитета по культуре возмутили цитаты из книг модного американского блогера. О том, чем грозит эта инициатива — в материале «МБХ медиа».
Суета из-за «пофигизма»
В ближайшее время в России может появиться еще один запретительный закон, который уже получил одобрение самого президента Владимира Путина. Инициатива касается одной из любимых тем главы государства — Второй мировой войны, которой он в последнее время уделяет особое внимание.
Еще в конце октября Путин провел заседание совета по культуре и искусству, на котором в том числе выступила глава комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская. Именно ей принадлежит идея о запрете отождествления роли Германии и СССР во Второй мировой. Аргументация депутата оказалась довольно прямолинейной. «У нас с вполне щадящей маркировкой выходят такие книги, автор — один американский блогер, цитата из первой: “На долю поляков выпало немало бедствий, изнасилований и убийств: сначала нацистами, затем советскими солдатами”. Цитата из второй: “Советы были похлеще нацистов”», — рассказала Ямпольская. За этим последовало и конкретное предложение. «Я считаю, что, если редакторам в наших издательствах не хватает ума, совести и брезгливости, чтобы изымать подобные пассажи, им следует помочь законодательно. Мне кажется, у нас есть моральное право ужесточать закон, когда речь идет об осквернении нашей исторической памяти», — отметила глава думского комитета.
«Министерство памяти»: как с помощью «общественной» организации Владимир Мединский завладел прошлым
За несколько лет работы теперь уже бывший...
По словам Ямпольской, поправку необходимо внести в федеральный закон об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне. Ямпольская также рассказала, что уже прорабатывает тему вместе с военными историками: они ищут «максимально корректную формулировку, чтобы сохранить, естественно, свободу исторической дискуссии в нашей стране, но при этом все-таки поставить заслон оскорблениям памяти наших дедов и прадедов». Путин тогда поддержал предложение Ямпольской, а уже на днях стало известно, что подготовить соответствующий проект рекомендовано Госдуме от имени президента. Разработка документа должна быть завершена до 1 июля, а ответственным назначен председатель нижней палаты Вячеслав Володин.
Хотя Ямпольская так и не назвала книги, ставшие поводом для беседы на высшем написаны популярным американским блогером Марком Мэнсоном: первая взята из его книги «Тонкое искусство пофигизма», а вторая — из книги «Все хреново». К истории оба этих труда никакого отношения не имеют: там в основном приводятся советы о том, как жить в гармонии с собой, разнообразные психологические приемы и тому подобное. Высказываниями о Советском Союзе Мэнсон лишь подкрепляет свои собственные рассуждения о счастье и прочем. «Тонкое искусство пофигизма» вошло в число бестселлеров во многих странах мира, включая Россию. По данным сервиса «ЛитРес», книга даже возглавила список популярных изданий в электронном формате у россиян до 30 лет.
Путин за историческую справедливость
Реакция Путина, подхватившего инициативу Ямпольской, оказалась довольно предсказуемой: в последние годы президент всерьез увлечен историей Второй мировой войны, уделяет ей особое внимание и не упускает шанса выступить с очередным заявлением на этот счет. Он неоднократно заявлял о попытках Запада пересмотреть роль СССР в войне и своем несогласии с таким подходом.
Позиция Путина по поводу Второй мировой была подробно отражена в статье для американского консервативного журнала National Interest, вышедшей в июне 2020 года. События первой половины XX века российский президент неизменно увязывает с современностью. «К сожалению, это показывает умышленную политику, нацеленную на уничтожение поствоенного мирового порядка, создание которого было делом чести и ответственности государств, ряд представителей которых сегодня проголосовал за эту лживую резолюцию», — написал Путин, комментируя резолюцию Европарламента, осудившую пакт Молотова-Риббентропа и оба тоталитарных режима — сталинский и гитлеровский.
Увлечение Путина историей в последнее время неоднократно отмечали политологи и журналисты, следящие за деятельностью президента. Главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, который считается одним из крупнейших специалистов по Путину, отмечал, что «ему важно, что он участвует в восстановлении, назовем так, исторической справедливости».
«Аналогия возникнет сама собой»
Хотя конкретные положения закона пока неизвестны, опрошенные «МБХ медиа» специалисты и преподаватели истории к возможным изменениям отнеслись однозначно негативно. Есть большой риск того, что закон в итоге выйдет очень размытым, считает главный редактор исторического журнала «Дилетант» Виталий Дымарский. «Можно по-разному понимать, что такое “отождествление роли СССР и нацистской Германии во Второй мировой войне”. Что имеется в виду, я не понимаю. Как можно считать одинаковой роль страны, которая нападала, и роль страны, которая не нападала, но которая стала победителем?», — задался вопросом Дымарский. Он также предположил, что под действие закона могут в том числе подпасть рассуждения о пакте Молотова-Риббентропа. «В трактовке этих законов все будет в конечном итоге зависеть от того, как на них посмотрит следователь, судья, и какие указания они получат по каждому конкретному пункту. Существует народная поговорка “закон — что дышло”. Из всех законов этот — как дважды дышло. Его можно провернуть в любую сторону», — отметил главред «Дилетанта».
«Это выглядит кощунством»: зачем сегодня в России заводят дела против нацистов о геноциде в СССР
За последние два года в России было...
Дымарский не исключил, что закон повлияет и на историческую науку в целом — некоторые историки, изучающие XX век, могут стать осторожнее в своих высказываниях из опасения подвергнуться преследованию. «Это и не закон, и не история. Это какая-то очередная дубинка в руках власти для того, чтобы всех вогнать в единое русло, берега которого не определены», — заключил специалист.
Его позицию поддержали и некоторые преподаватели гуманитарных дисциплин, которых также может коснуться закон. «Здесь дело в том, что идет линия сравнения не только по историческому преподаванию, но и по обществоведческому», — объяснил «МБХ медиа» директор образовательного центра по подготовке ЕГЭ Александр Скаковский. «Мы можем сколько угодно прикрываться канонами и догматами, но, когда мы рассматриваем конкретные особенности тоталитаризма, то даже ребенку становится понятно, что между сталинским Советским Союзом и гитлеровской Германией есть очень много общих черт. Сравнивать, может быть, и нельзя, но когда я, как преподаватель, готовя детей к сдаче экзаменов по истории и обществознанию, буду раскладывать признаки, характерные для сталинского СССР и гитлеровской Германии, аналогия возникнет сама собой», — отметил преподаватель.
Скаковский усомнился в том, что власти всерьез будут следить за школьными уроками, чтобы не допустить сравнений между СССР и нацистской Германией. При этом он уверен, что после вступления закона в силу многие школьные учителя станут осторожнее и будут вести уроки, исходя из принципа «как бы не сказать чего лишнего».