Утром 12 сентября по всей стране силовики пришли к активистам Алексея Навального: обыски одновременно проходят в региональных штабах, домах координаторов, волонтеров и их родственников. Глава федерального штаба Алексея Навального Леонид Волков сообщил, что накануне Басманный суд вынес следователю Рустему Габдуллину, главе следственной группы, 94 постановления об обысках.
Удобно, конечно, ничего не скажешь. Возбудил дело против сотрудников ФБК в Москве, а нагибаешь людей и потрошишь квартиры по всей России ? pic.twitter.com/0u7Ge6QAKd
— Воронин Владимир (@vb_voronin) September 12, 2019
Дело об отмывании миллиарда рублей: что известно об уголовном деле против ФБК Навального
После отказа в регистрации ряду независимых кандидатов...
Обыски проходят в рамках уголовного дела, которое Следственный комитет возбудил по части 4 статьи 174 УК РФ 3 августа 2019 года — «за совершение финансовых операций с денежными средствами, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем». Фонд Борьбы с коррупцией подозревают в отмывании порядка 1 миллиарда рублей. По версии следствия, с января 2016-го по декабрь 2017 года «лица, имеющие отношение к деятельности ФБК, включая сотрудников фонда, получили от третьих лиц крупную сумму денег в рублях и иностранной валюте, которые заведомо для них были приобретены преступным путем». Используя московские банкоматы, ту же сумму якобы внесли на расчетные счета нескольких банков, а затем перевели на расчетные счета ФБК, «завершив тем самым совместные преступные действия по их легализации».
Обыски уже проходили 8 августа, но только в московском офисе и в домах сотрудников ФБК: Александра Помазуева, Евгения Замятина и Вячеслава Гимади, юриста фонда Владлена Лося, менеджера видеопродакшена Виталия Колесникова (у которого следователи изъяли 2,3 миллиона рублей от продажи его квартиры), которых позднее либо отвезли на допрос, либо вызвали на него. 8 августа, по данным СК, арестовали более ста счетов физических и юридических лиц, в том числе ФБК и организации «Защита прав граждан». Во время обыска в офисе ФБК, по решению Пресненского районного суда Москвы, были арестованы счета на сумму 75 миллионов рублей в качестве обеспечительной меры по уголовному делу.
Сам ФБК в тот день заявил, что все поступившие в фонд пожертвования на президентскую кампанию Алексея Навального и работу его штабов в регионах за 2016-2019 годы составляют меньше инкриминируемого миллиарда: «Даже если все-все сложить, все равно миллиард никак не получится, но для красоты пресс-релиза они решили округлить!» ФБК также привел информацию, что на кампанию поступили пожертвования примерно от 160 тысяч человек, было около 70 тысяч разовых пожертвований, а 8 тысяч человек оформили ежемесячные переводы.
По информации на 9:39 12 сентября проходят обыски в 39 городах России у 70 сотрудников штабов и волонтеров, точное количество обысков уже превышает 150, в следственных действиях задействованы «не менее 1000 сотрудников силовых структур». «Речь не только о сотрудниках ФБК и штабов Навального, но и активистах Голоса», — сообщает глава международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков. Список городов постоянно обновляется: Архангельск, Балаково (Саратовская область), Барнаул, Белгород, Владивосток, Воронеж, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Иркутск, Казань, Калининград, Кемерово, Краснодар, Красноярск, Курган, Липецк, Мурманск, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Оренбург, Пенза, Пермь, Псков, Ростов-на-Дону, Рязань, Санкт-Петербург, Саранск, Саратов, Ставрополь, Тамбов, Томск, Тюмень, Хабаровск, Чебоксары, Челябинск, Ярославль. После обысков координаторов доставляют на допрос в Следственный комитет в качестве свидетелей.
«Везде главная цель — изъятие всей техники по-максимуму. После обысков увозят на допросы в СК. По каждому адресу приходит следственная группа с подкреплением сотрудников полиции и Росгвардии, суммарно в утренней операции задействованы многие сотни силовиков. Счет украденным ноутбукам и телефонам, счет заблокированным банковским счетам и изъятым банковским картам идет уже не на сотни, а, скорее, на тысячи, — пишет Волков. — Очевидно, цель всей этой операции — уничтожить штабную структуру, воспрепятствовать работе штабов».