Эксперты рассказывают о падении цен на нефть, о том, чего ждать дальше и что все это значит для российской экономики.
Что случилось с нефтью?
Цена на нефть упала из-за срыва сделки ОПЕК+, организации стран-экспортеров нефти: Россия отказалась сокращать свою добычу углеводородов. 18 марта нефть марки Brent упала ниже $25 за баррель впервые с 2003 года, а цена на сорт WTI опустилась ниже $22 впервые с 2002 года.
Частный эксперт-финансист Нарек Авакян считает, что сделка не сорвалась до конца, а просто приостановилась. «Вроде как страны в контакте еще, до конца не рассорились, но по части продления сделки на новых условиях не договорились», — сказал он «МБХ медиа».
Саудовская Аравия объявила, что будет поставлять нефть в Китай и Европу по цене 25$, после чего ее начали закупать именно по такой цене, объясняет эксперт. Увеличился и план добычи нефти. «Саудовская Аравия заявила, что до 16 миллионов баррелей увеличит, Россия может до 13 миллионов баррелей в моменте увеличить, плюс ко всему американская нефть пока еще тоже никуда не пропала», — говорит Авакян.
Старший аналитик по нефтегазовому сектору Райффайзенбанка Андрей Полищук сказал, что проблема заключается в увеличении предложения при снижении спроса. «Если эти объемы на рынке не нужны будут, их надо будет как-то продавать. Как их продавать? Вы идете к тому же покупателю, который сейчас покупает в Европе или где-то еще нефть и говорите: “Возьми у меня на 10$ дешевле»», — объяснил он «МБХ медиа».
Что будет дальше?
«Есть прогнозы, что обвалится до 20$. Сейчас на рынке паника, это может произойти. В условиях панических настроений на рынках могут произойти любые движения», — говорит Авакян. Но есть и другой сценарий. Сделка ОПЕК+ может в ближайшее время восстановиться — даже в течение ближайшей недели. «Если она восстановится, то нефть вернется к 40$ и выше. Если нет, то нефть так и останется по 25$», — рассказал эксперт.
Виноват ли коронавирус?
Авиаперелеты отменяют, люди работают из дома и совершают меньше поездок — соответственно снижается спрос на топливо. Полищук считает эпидемию серьезным экономическим фактором. «Меры, ограничивающие потребление нефти, авиаперелеты, логистика: все это отражается на спросе», — рассказал он. По его мнению, ситуация улучшится не раньше лета. «Сейчас много комментариев от тех, кто хоть как-то разбирается в медицине, что летом должна проблема коронавируса снизиться, особенно учитывая то, что вирус, вроде бы, не выживает при высокой температуре. Конечно, этот вопрос еще до конца не изучен. Тем не менее, все рассчитывают, что проблема если не уйдет к лету, то существенно снизится. Тогда летом начнет восстанавливаться резко спрос и мы вернемся к более или менее нормальному, но все равно к низкому уровню цен — примерно 30-40$ за баррель», — рассказал он.
Нарек Авакян считает иначе: «Коронавирус — это просто общий негативный фон. Это все-таки какая-то временная история. В Китае из-за коронавируса сократилось в моменте потребление нефти на три миллиона баррелей в сутки, это огромный объем. Но там с эпидемией справились за полтора месяца и сейчас уже почти все потребление восстановилось. То же самое будет и с Европой, и с США», — уверен Авакян.
Как это отразится на России?
«Сократятся доходы бюджета. Поступления в валютную экономику сократятся примерно на 120-150 миллиардов долларов в год. 150 миллиардов — это примерно 8% от ВВП России на сегодняшний день», — сказал Авакян. По его словам, торгового дефицита это не вызовет, но очень резко обострит ситуацию на внутреннем валютном рынке. А это уже, в свою очередь, станет причиной обвала курса рубля — что происходит уже и сейчас. Цены на бензин не изменятся, рассказал Полищук. «Цены в долларах будут падать из-за курса, в рублях то же самое останется. У нас же они зафиксированы они правительством через внутренние акцизы», — объяснил он.