Подмосковные экоэактивисты обеспокоены строительством мусорного полигона близ поселка Поварово в Солнечногорском районе Московской области. Совсем недавно местная администрация выпустила распоряжение, передающее спорный участок на берегу реки Радомли предполагаемому подрядчику. Им оказалась фирма, связанная с мусорным гигантом «Эколайн». В чем суть конфликта и как за счет смены вывески старый мусорный полигон получил новую жизнь — в материале «МБХ медиа».
Окруженный бесчисленными дачными кооперативами поселок Поварово в 30 км от Москвы и всего в 16 км от Зеленограда до недавних пор считался вполне благополучным. Чуть больше часа на тверской или клинской электричке, живописный лес, неплохая школа, детский сад, футбольный спортивный центр и даже дом культуры. Поселок расположен на берегах речки Радомли, притока Клязьмы, впадающей в Клязьминское водохранилище, снабжающее пресной водой 15-миллионный мегаполис.
Омрачает картину стихийная свалка — прямо на берегу Радомли, которая существует с 2012 года. Шесть лет назад суд постановил произвести ее рекультивацию, но до последнего времени власти так и не приступили к работам. А 12 января стало известно, что в указанном месте должен появиться комплекс по переработке и захоронению отходов. А по мнению общественников — обычный мусорный полигон.
Мусорный гигант
Участок земли, о котором идет речь стал ареной противостояния чиновников и общественников еще весной 2019 года, когда появились планы строительства на этом месте комплекса по переработке отходов мощностью 500 тысяч тонн.
Тогда это привело к недовольству местных жителей, вынужденных на первых порах организовать регулярные экопатрули, а после и основать, несмотря на разгар пандемии, постоянный палаточный городок в непосредственной близости от места будущего строительства. Очень скоро дежурства экологов обернулись стычками со строительными бригадами, занявшими объект (по их словам, одной из активисток даже сломали палец), и задержаниями.
В документе, подписанном губернатором Андреем Воробьевым накануне новогодних праздников, но опубликованном только 12 января, указана цена вопроса — чуть более семи миллиардов рублей — и общие характеристики объекта площадью 424 768 квадратных метров. Строить объект будет общество с ограниченной ответственностью «КПО Нева», а срок окупаемости (за счет приема отходов и реализации вторичного сырья) составит более восьми лет.
Судя по данным публичных реестров, «КПО Нева» через ООО «ЛИГА-ЭНЕРГО» (генеральный директор Евгений Шибаев, бывший замгендиректора столичного ГУП «Мосгортранс») принадлежит акционерной компании «Технология-Сервис», зарегистрированной в Москве и возглавляемой экс-руководителем все того же Мосгортранса Евгением Михайловым.
Как ранее указывали в своих публикациях «Открытые медиа», последняя структура связана с «Эколайном», гигантом, монопольно вывозящим мусор с территории Северного и Центрального административных округов Москвы.
Ребрендинг для свалки
К 2020 году конфликты вокруг мусорных полигонов не только в подмосковном регионе, но и по всей России стали привычным делом и важной частью политического пейзажа страны. Самые громкие из них — вокруг Волоколамского полигона «Ядрово» и полигона в архангельском Шиесе — привлекли пристальное внимание федеральных СМИ и стали своеобразными символами гражданского экологического протеста.
Весной прошлого года проблемах с мусорными свалками заговорила даже Счетная палата: доклад, подготовленный ее аудитором и бывшим министром строительства Александром Менем, прямо назвал положение с полигонами катастрофическим, а мусорную реформу, предполагавшую строительство в стране инфраструктуры не для захоронения, а для переработки мусора — полностью проваленной.
Несмотря на то, что на участке близ Поварово по документам должен возникнуть комплекс не только по размещению, но и по переработке отходов, активисты настаивают, что речь идет именно о полигоне.
«Вообще в московской области свалок, а вернее полигонов, официально нет. Их все закрыли в этом году. Но это лишь на бумаге», — объяснил глава Общества защиты прав потребителей и охраны окружающей среды «Принципъ» и бывший муниципальный депутат Солнечногорского района Дмитрий Трунин.
«По факту такие полигоны под вывеской КПРО, комбинатов по переработке отходов, продолжают действовать», — сказал он. Когда губернатором Подмосковья стал Андрей Воробьев, по словам общественника, часть полигонов и правда были закрыты, но в большинстве случаев операторы отходов ограничились лишь ребрендингом. «По факту там просто построили сарайчики, в которых якобы сортируется раздельный мусор, но основной объем отходов там все равно захоранивается», — объяснил активист.
В пример он привел полигон «Храброво» на Бородинском поле, где де-факто владелец продолжил под вывеской КПРО именно захоранивать, а не перерабатывать мусор. Аналогичного развития событий он и его сторонники теперь ждут и в Поварово.
«Если на полигон приехал смешанный мусор, который с самого начала не был разделен, тем более прессованный, выбрать из него можно не более 5-7% полезных отходов. Оставшиеся 93% все равно отправятся в землю. В нашем случае через свалку проходит река. Водоохранная зона у нее должна быть 100 метров, санитарная — еще больше. И никаким захоронением мусора тут заниматься нельзя, это просто опасно», — рассказал он.
Цена карьера
Участок, выделенный для постройки мусорного комплекса, в нулевые годы принадлежал военной части ПВО (в/ч 62845). Зимой 2007 года она заключила с ООО «ПроектСтрой» контракт, предполагавший, что подрядчик засыплет бывший песчаный карьер строительными отходами. В нарушение контракта предприниматели незаконно складировали в карьере не строительные, инертные, а бытовые отходы 4-го и 5-го классов опасности, причем не подготовив площадку для такого рода захоронений.
По мере разложения мусора образуются газы и жидкие продукты полураспада, поэтому мусор нельзя просто свалить в яму и засыпать сверху землей. «Чем отличается официальный полигон от незаконной или стихийной свалки? Мусор не просто лежит под землей. Через некоторое время он начинает гнить, превращаясь в яд, — объяснил местный активист Павел Яценко. — Нормальный полигон, на котором захораниваются отходы, должен быть оборудован защитой: сперва на дне ямы, в которую будет помещаться мусор, делается подстилка из специального материала, она препятствует попаданию вредных веществ в почву, затем на площадке устанавливаются газоотводы и дренажи для фильтрата, который через трубу будет удаляться в специальный резервуар».
Ни подстилки, ни дренажа «ПроектСтрой» перед тем, как складировать мусор, не оборудовал. В итоге территория оказалась заражена, а сам могильник превратился в объект повышенной опасности. Нарушение норм привело к загрязнению грунтовых вод и возникновению опасности самопроизвольного взрыва метана, образующегося в результате гниения отходов.
В 2012 году для подрядчика эта история завершилась иском, поданным против него и военных Министерством экологии и природопользования Московской области в Солнечногорский городской суд. Сумма, в которую тогда оказался оценен ущерб, нанесенный природе, скрыта из доступного в поисковиках текста судебного постановления, но известна активистам, имеющим на руках его бумажную копию: 901 886 745 рублей 60 копеек. Почти миллиард!
25 сентября 2014 года суд постановил обязать ООО «ПроектСтрой» провести работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. Впрочем, к декабрю того же года апелляционная инстанция подкорректировала это решение в самой неожиданной части: она постановила вместо самостоятельного произведения работ обязать подрядчика выплатить указанную сумму ущерба в пользу бюджета Солнечногорского муниципального района.
Сама рекультивация произведена не была. К 2019 году территория свалки от военных была передана муниципалитету. А сам муниципалитет оказался упразднен, войдя с 9 января 2019 года в состав нового муниципального образования «городской округ Солнечногорск».
Сейчас же, отказываясь выполнить судебное решение шестилетней давности, администрация округа пытается переиграть ситуацию с принятым по недоразумению на баланс вредным объектом, убеждены активисты. «В советское время в районе много земель было отведено военным, в том числе под противовоздушную оборону, это так называемый зенитный щит столицы, но зачем муниципалитету нужно было брать эту помойку себе в собственность, если в солнечногорском бюджете дыра в полтора-два миллиарда, и городской округ заведомо не обладает средствами на такую рекультивацию — непонятно», — возмущается Трунин.
Легкий выход
В попытках выбраться из западни, по мнению общественников, чиновники нашли легкий выход: вместо того, чтобы заняться проблемой и восстановить экологию, они решили открыть на месте незаконной свалки официальный комплекс.
Будет ли проведена при строительстве комплекса рекультивация территории — неизвестно. Администрация округа отказалась оперативно ответить на запрос «МБХ медиа». Получив его, чиновники напомнили, что по закону имеют от семи до 30 дней на ответ, и на момент публикации материала комментарий не дали.
В мае 2020 года администрация городского округа заключила контракт стоимостью 9,7 миллионов рублей с ООО «Геотехпроект», зарегистрированным в Красноярске, на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации «Рекультивация полигона ТКО (Свалка твердых коммунальных отходов вблизи деревни Поварово городского округа Солнечногорск Московской области)». Дата окончания работ по подготовке документации, обозначенная в договоре — 31 декабря 2020 года — совпадает по времени с подписанием распоряжения о выделении земли под полигон.
Пока ясно одно: местные жители желают рекультивации территории, а не строительства на ней нового, пусть и официального полигона для захоронения отходов.
Учитывая планы администрации по строительству неподалеку от зоны конфликта, в Хметьево, мусоросжигательного завода, администрация должна была обсудить с общественностью целесообразность не только рекультивации свалки, но и строительства нового объекта, говорил нашему корреспонденту Айрат Мухаметшин, активист и руководитель рабочей группы экспертов межрегиональной общественной организации Русское экологическое общество, еще весной этого года.
Этой же позиции придерживаются его соратники и сейчас. Расстояние от Солнечногорска до нового мусоросжигательного завода, по плану, должно составить около 6,5 километров, до полигона в Поварово — около 13 км. Обе стройки тревожат местных жителей, несмотря на уверения чиновников в необходимости заявленного строительства и экологической безопасности обоих объектов.